В России заканчивается повсеместное внедрение ЕГАИС — информационной системы для фиксации оборота алкогольной продукции и государственного регулирования отрасли. Теперь каждая бутылка, выпущенная в стране или завезенная на ее территорию, будет иметь собственную историю. Ее «жизнь» от момента розлива на заводе до реализации в розничной точке можно будет отследить в системе, словно на карте.

Цели ЕГАИС

Система контроля оборота алкогольной продукции разрабатывалась, в первую очередь, для того, чтобы сокрушить теневой сегмент рынка спиртных напитков. По разным оценкам сегодня на полках магазинов продается 25–40% нелегального горячительного. А это, во-первых, угроза для здоровья потребителей, а, во-вторых, недополученные доходы государства. Только в 2015 году из 1 млрд литров реализованных алкогольных напитков акциз был собран лишь с 750 млн литров. Когда ЕГАИС будет действовать для всех участников рынка в полную силу, то сразу станет ясно, куда девается недоплаченная часть.

Как происходит внедрение

ЕГАИС существует и функционирует уже 10 лет. Сначала ее пользователями стали ликеро-водочные заводы, а несколько лет назад в качестве эксперимента к ней присоединились некоторые оптовые компании. По словам и. о. исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Владимира Ионкина, с 2012 года в тестовом режиме с ЕГАИС работает и крупный ритейл. За это время доработаны технологии, улучшены программные продукты, закуплено специальное оборудование. Проблемы при внедрении системы, конечно же, были — в частности, логистические и технологические. Однако все их удалось решить, и сегодня процесс подключения к ЕГАИС отработан на 99%.

С 1 января 2016 года к системе подключились оптовые компании, торгующие алкогольной продукцией. Теперь дело за розницей: с 1 апреля магазины должны фиксировать в ЕГАИС закупки товара, а с 1 июля — реализацию каждой единицы покупателю. Для этого необходимо приобрести специальные сканеры, однако пока это сделали не все розничные точки. По словам Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА», внедрение системы в рознице — финансовая, организационная и административная нагрузка, к которой готовы не все компании. В частности, определенную сложность подключение к ЕГАИС вызывает на селе. Здесь, кроме всего прочего, зачастую отсутствует интернет, а у владельцев и продавцов магазинов недостаточно образовательного уровня для работы с системой.

Сегодня в стране к ЕГАИС подключилась большая часть розничных торговцев. Лидерами по внедрению являются Татарстан, Вологда и Кабардино-Балкария — там 100% компаний уже работают в системе. Хорошо обстоят дела в Липецке, Орле и на Сахалине, где задача выполнена на 99%. К регионам-аутсайдерам относятся Калининградская область, Мордовия, Курган и Карачаево-Черкессия — здесь только 70% магазинов выполнили требования законодательства. Наихудшая ситуация с ЕГАИС на Чукотке — показатель ее внедрения в регионе составляет всего 40%.

Для тех, кто не успел

Для компаний, которые еще не стали участниками системы, есть возможность сделать это и сейчас. Это влечет некоторые финансовые затраты, которые, однако, будут необременительны даже для небольших торговых точек. Итак, для подключения к ЕГАИС необходимы:

  • компьютер с выходом в интернет;
  • криптоключ и сертификат электронной подписи (общая стоимость порядка 4000 рублей);
  • сканер — понадобится с 1 июля 2016 года для отражения в системе операций по реализации алкоголя (стоимость от 6000 рублей).

Также необходимо специальное программное обеспечение — универсальный транспортный модуль, разработанный службой Росалкогольрегулирование. Его можно найти и бесплатно скачать на сайте ФС РАР. Кроме того, там содержатся все инструкции по подключению к ЕГАИС. Полученный модуль необходимо установить на компьютере и интегрировать с учетной системой, применяемой в магазине.

Мифы о ЕГАИС и их развенчание

Некоторые участники рынка, которые помнят неудачную попытку повсеместного внедрения ЕГАИС в 2006 году, опасались повторения истории. Напомним, тогда на алкогольном рынке из-за плохой работы системы начались перебои с поставками продукции. В этот раз никакого коллапса не случилось. С 1 января оптовик подключились к ЕГАИС в полную силу, а розничные торговцы — в части фиксации закупок, но это не сказалось на наличии спиртного в магазинах. Не ожидается каких-либо сложностей и с 1 июля, когда розничный сегмент начнет отправлять в систему данные о реализации алкоголя.

Кроме того, появилось опасение, что продавцам придется повышать цены на продукцию, чтобы окупить затраты на новую систему. Однако эти слухи оказались беспочвенными, поскольку цена подключения к ЕГАИС вполне умерена. На фоне высоких акцизов (100 рублей с бутылки водки объемом 0,5 литра) расходы на внедрение системы выглядят незначительными не только для крупных торговцев, но и для небольших розничных точек. И если даже кто-то из продавцов решит на этой волне поднять цены на продукцию, то конкуренция сделает свое дело. То есть роста стоимости спиртных напитков из-за внедрения ЕГАИС опасаться не стоит.

Ответственность

С 1 июля компаниям, которые будут уличены в торговле спиртным без подключения к ЕГАИС, грозит штраф в размере 150–200 тысяч рублей. Должностные лица, допустившие это нарушение, могут быть оштрафованы на 10–15 тысяч рублей.

Итак, у розницы остается еще пара месяцев на то, чтобы обзавестись сканерами. Тем временем Росалкогольрегулирование сообщает, что в настоящим момент имеется возможность подключить фиксацию в ЕГАИС операций по розничной продаже в тестовом режиме. Таким образом, магазины, которые уже приобрели необходимое оборудование, могут испробовать работу системы в полную силу уже сегодня.