С 1 января 2016 года введена в действие система учета алкогольной продукции ЕГАИС, к которой обязаны подключиться все компании отрасли. Государственный регулятор сферы — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка — публикует на своем сайте официальную информацию о ходе внедрения ЕГАИС. По данным службы, к середине января к системе подключились 98% компаний, которые занимаются оптовой торговлей алкогольной продукцией. Розничные продавцы должны внедрить элементы системы на своих точках до 1 июля.

В последние дни прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал Постановление №1459, которое утвердило правила и предельные сроки фиксации данных о закупках розничными компаниями. Согласно документу, продукцию, которая закуплена в I квартале текущего года, следует внести в ЕГАИС не позднее 20 апреля. К 15 января системой было обработано порядка 8,5 млн документов, из них около 332 тысяч получили отказ в фиксации данных. О самых распространенных причинах, из-за которых возникали отказы приема сведений в систему, представители Росалкогольрегулирования рассказали более подробно.

Несоответствие параметров заявленной и реальной продукции

Часть распространенных ошибок, из-за которых система отказывает в приеме данных, связана с процессом постановки продукции на баланс. В этой группе чаще всего встречаются 2 разновидности ошибок:

  • заявленное количество продукции не соответствует реальному;
  • заявленный тип продукции не соответствует реальному.

Первая из ошибок обнаруживается в следующем случае: компания пытается поставить на учет определенное количество бутылок, а в акте при этом указанно несоответствующее число штрихкодов, считанных с акцизных марок.

Пример второй ошибки: компания пытается ввести в ЕГАИС пиво в банках, тогда как, по данным системы, указанные в акте штрихкоды марок нанесены на водку. Или же при попытке зарегистрировать напиток в таре объемом 0,38 литра система распознает по штрихкодам, что перечисленные в акте акцизные марки были нанесены на тару объемом 0,5 литра.

Ошибки при формировании накладной на отгрузку

Иногда ЕГАИС отказывает в фиксации продукции в момент формирования накладной. Это возникает из-за того, что система считает сведения, которые попадают в накладную, не соответствующими действительности. Чаще всего это несоответствие относится к типу продукции. Например, в накладной может быть указан признак нефасованной продукции, а в действительности указанный товара реализуется в расфасованном виде. Или же согласно накладной компания должна отгрузить продукцию в объеме, превышающим имеющиеся у нее остатки указанного товара. Еще один пример ошибок такого типа — при попытке сформировать накладную выясняется, что документ с аналогичными реквизитами от того же получателя уже внесен в систему.

Ошибки подтверждения закупки по накладной

Последняя группа наиболее распространенных ошибок относится к процессу подтверждения закупок по накладным. При этом система чаще всего отказывает в фиксации данных по таким причинам:

  • акт содержит ошибки в реквизитах товарно-транспортной накладной;
  • накладная на данного отправителя с указанными реквизитами в системе не числится;
  • накладная с аналогичными реквизитами уже подтверждена получателем.

Росалкогольрегулирование обращает внимание участников рынка на то, что все отказы в фиксации данных связаны с ошибками, допущенными самими пользователями. Ни одного случая отказа в приеме данных из-за системных ошибок ЕГАИС пока не было.