Сфера реализации пива переживает в России трудные времена — рынок сокращается примерно на 10% ежегодно. Крупные пивоваренные компании рапортуют о серьезном снижении доходов. Так, в 2015 года «Балтика» сократила объем отгрузок на 17% по сравнению с предыдущим годом, а компания Heineken — на 9%. В чем же причины этого явления, и каковы перспективы рынка? И что думают по этому поводу сами производители?

Причины падения рынка

По оценки «Балтики», только в IV квартале 2015 года пивной рынок страны упал на 9%. В целом по итогам года падение составило около 10%. Информацию подтверждают и в компании Heineken — по их данным, в 2014 году темп снижения рынка был равен 8–9%. При этом специалисты «Балтики» отмечают, что спрос на пивную продукцию постепенно смещается из традиционного формата в более современные.

Среди основных причин паления пивного рынка эксперты называют непростую макроэкономическую ситуацию, девальвацию национальной валюты России и рост инфляции. Все это приводит к снижению уровня потребительской активности. Кроме того, необходимо учесть и влияние усложнившихся в последние годы условий торговли спиртными напитками, а том числе пивом. Законодательные ограничения по времени и территории продажи, существующие на федеральном и региональном уровне, возросшие требования к торговым площадям, высокая акцизная ставка — эти факторы также существенно влияют на сокращение рынка пивной продукции.

Система ЕГАИС, которая вступила в действие с начала 2016 года, также, по мнению экспертов, «подлила масла в огонь». Несмотря на то что крупные компании готовились к ее вводу уже давно, в момент начала ее работы программных сбоев избежать не удалось. В результате это привело к проблемам с отгрузкой продукции, что отразится на отчетах за 2016 год.

Если говорить о крупных пивных компаниях, то на сокращение объемов их продаж влияет еще один фактор. Это развитие локальных брендов пива, которые в некоторых регионах составляют весомую конкуренцию продукции именитых компаний.

Все вышесказанное привело к тому, что участники отрасли констатируют снижение объемов продаж пива. Росстат сообщает, что, например, в Санкт-Петербурге продажа пива за последни 5 лет сократилась примерно в 2 раза. По информации производителей, потребление пива на душу населения в России находится на минимуме за последни 12 лет. Такие данные приводит Яцек Пастушка, президент компании «Балтика», старший вице-президент Carlsberg Group по региону Восточная Европа («Балтика» входит в группу Carlsberg).

Что принесет будущее?

По мнению самих участников рынка, пока никаких предпосылок для улучшения ситуации не видно. Пивовары не надеются на возобновление темпов роста и даже не рассчитывают на стагнацию. Ведь причины, которые привели к падению, не только не устранены — они продолжают усугубляться. Экономическая ситуация в стране далека от разрешения своих проблем, а, значит, роста потребительской активности населения ждать не приходится. Не стоит рассчитывать и на лояльность законодателей, скорее, напротив: в настоящий момент в кулуарах власти обсуждают возможность введения запрета либо ограничения на ПЭТ-упаковки для пива.

Следовательно, пивоваров ждет очередной сложный год, который потребует от них активных действий. Например, «Балтика» бросит все свои силы на то, чтобы остановить падение объемов продаж и удержать лидирующие позиции на рынке. По словам Яцека Пастушки, добиваться этого компания планирует за счет «сбалансированного портфеля сильных международных и локальных брендов, а также эффективных операций».