На правительственном портале правовых актов появился проект приказа Минфина об увеличении минимальной цены на водку. Ведомство предлагает увеличить розничную цену напитка до 205 рублей за полулитровую бутылку. Сегодня цена такой бутылки составляет 190 рублей. Чем это обусловлено, и почему участники рынка несогласны?

Расчет МРЦ

Минфин подчеркивает: необходимость поднять МРЦ водки связана с ростом тарифов на электроэнергию, затрат на производство, заработную плату персонала, рекламных и иных расходов. По мнению чиновников ведомства, повышение минимальной цены водки на 8% должно покрыть возросшие расходы производителей.

Цифра взята не «с потолка» — в пояснительной записке Минфин приводит ее подробный расчет. Цена состоит из себестоимости производства 0,5 литра водки (34,8 рублей), 20%-й надбавки завода-производителя (6,96 рублей), акциза, который с начала текущего года был поднят до 523 рублей за литр безводного спирта, и НДС. В общей сложности получается, что минимальная цена полулитровой бутылки водки у производителей составляет 173 рубля, а у оптовиков с учетом 3%-й надбавки — 178 рублей. Далее прибавляется 20% (розничная надбавка), что в итоге дает цену 205 рублей за стандартную бутылку.

Что говорят на рынке

Пока неясно, будет ли утверждена это цифра и когда начнет действовать. Однако она уже всколыхнула рынок — и эксперты, и участники как один утверждают, что повысить МРЦ водки лишь на 8% недостаточно.

Вадим Дробиз, директор исследовательского центра ЦИФРРА, выразил мнение, что МРЦ водки должна быть не меньше 225 рублей за полулитровую бутылку — только так можно обеспечить нормальную конкуренцию. Он отмечает, что до введения ЕГАИС минимальная розничная цена служила мерилом легальности алкогольной продукции. Напитки, которые продавались дешевле МРЦ, вызывали серьезные подозрения на предмет правомерности их производства и состава. Однако ЕГАИС в полную силу функционирует с лета прошлого года, и теперь регулирующая функция МРЦ перестала быть актуальной. Государство через внедрение ЕГАИС уже практически решило две насущные проблемы: пополнило свой бюджет за счет увеличения акцизных отчислений и защитило потребителей от нелегальной продукции — сегодня в магазине такую уже не купишь.

Пришло время подумать о бизнесе, считает эксперт, и сделать это можно через механизм МРЦ. Но при ее уровне в 205 рублей здоровой конкуренции не получится. Чтобы придерживаться этой цены, большинству заводов нужно будет работать даже не «в ноль», а в убыток. Исключение составит реализация водки через фирменные магазины при заводах – они смогут держать указанную цену за счет отсутствия оптовой надбавки и снижения розничной. Однако таких магазинов в стране не так много — менее 1% от всех торговых точек.

Эксперт также подчеркивает, что если все-таки рассматривать МРЦ как один из механизмов контроля легальности алкоголя, то для водки 205 рублей — слишком высокая цена. Потребители, которые раньше покупали суррогаты, будут продолжать делать это и теперь. Получается, что новая МРЦ водки, как говорится, ни вашим, ни нашим. Она не делает легальный продукты доступным для беднейших слоев населения и в то же время не создает условий для развития нормальной рыночной конкуренции.

Основной акционер компании «Синергия» Александр Мечетин видит справедливую МРЦ водки на уровне 220–230 рублей. Дмитрий Добров, председатель правления Союза производителей алкогольной продукции, считает, что это цифра должна быть еще больше — 230–240 рублей. Такого же мнения придерживаются и в «Алкогольной сибирской группе». В пресс-центре компании заявили, что продавать водку по МРЦ, предложенной Минфином, сетям будет попросту нерентабельно.

О дешевой водке

В последние годы одной из популярных марок водки является «Добрый Медведь» от компании «Статус-групп». Стоимость 0,5 литра напитка находится примерно на уровне МРЦ. Около года назад эта марка занимала второе место по продажам — на нее приходилось более 4% рынка в натуральном выражении. В последний город резко набрала популярность марка «Русская валюта», выпускаемая «Татспиртпром». За этот период ее доля на рынке выросла с 1 до 5,2%. Так же, как и «Добрый Медведь», стоимость «Русской валюты» держится примерно на уровне МРЦ.

Казалось бы, раз отдельные производители могут держать минимальные цены, то это под силу и остальным. Однако не все так просто. Заводы «Статус-групп», работающие в Кабардино-Балкарии, около года назад были остановлены из-за применения схем ухода от акцизов. Сразу после этого доля «Доброго Медведя» среди других марок сократилась более чем на четверть. Что же касается «Татспиртпрома», то эта компания фактически принадлежит правительству Республики Татарстан. На рынке объясняют дешевизну продукции «Татспиртпрома» тем, что компания получает меры поддержки от региональных властей (по некоторой информации — вплоть до ограничения доступа в регион продукции других производителей). А вот рентабельно ли было бы этим компаниям продавать водку по минимальной цене в условиях здоровой конкуренции? Это вопрос остается открытым.

Для справки. Помимо цен на водку, опубликованы предложенные Минфином новые цены на коньяк. Вопреки просьбам участников рынка поднять МРЦ 0,5 литра напитка до 400 рублей, ведомство предложило следующие минимальные цены: 314 рублей — для производителей, 323 рубля — для оптового звена и 371 рубль — для розницы.