С начала весны 2019 года в Российской Федерации вступает в силу требование об обязательной маркировке табачных изделий. Основные цели этого – улучшение контроля над рынком табачной продукции и противодействие контрафактным товарам. Вводятся правила Распоряжением Правительства РФ №792-р от 28.04.2018.

В настоящее время мониторингом и регулированием табачного рынка занимается Минпромторг с помощью информационной системы мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП). После введения обязательной маркировки контролировать исполнение новых требований будут Министерство промышленности и торговли, а также Федеральная налоговая служба. Для этого будет применяться национальная система цифровой маркировки «Честный знак». Сейчас Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) разрабатывается необходимое программное обеспечение для отслеживания отдельных видов продукции. Для табачных изделий решение работает пока в тестовом варианте.

Мониторинг и контроль оборота

Сигареты, сигары и сигариллы, содержащие табак или его заменители (код ТН ВЭД 2402), подлежат обязательному контролю при помощи маркировки. На упаковке будет проставляться уникальный цифровой кода DataMatrix, который отслеживается ИС по мониторингу табака. Процесс проходит в несколько этапов.

Маркировка табака

Этапы оборота табачных изделий

Производство

На этапе изготовления с целью идентификации и отслеживаемости осуществляется маркировка посредством нанесения кода на каждую товарную единицу.

Компания-производитель отсылает запрос оператору системы маркировки и получает в ответ уникальные коды в количестве, соответствующем объему произведенной продукции. После этого коды наносятся на все виды сигаретной упаковки – от пачек до крупных коробок.

Далее завод снова связывается с ЦРПТ, чтобы передать информацию об использованных кодах. Они же указываются в оформляемой при оптовых продажах документации. В системе мониторинга табака эти коды включаются в универсальные передаточные документы (УПД), подписываемые усиленной квалифицированной электронной подписью.

Перемещение

При отправке табачной продукции или ее получении необходимо фиксировать действия в МОТП, подписывая цифровой УПД. Согласно методическим рекомендациям, при приеме товара желательно производить сканирование кодов на упаковках для отслеживания их перемещения.

Прием товара в магазине

Розничная точка принимает табачные изделия и электронные (или бумажные — пока действует переходный период) товарные накладные. Сотруднику магазина следует ознакомиться с передаточным документом для конкретной партии – он включает в себя не только данные из накладной, но и уникальные коды каждой промаркированной упаковки. После этого ему необходимо подтвердить поставку (или отказаться от нее) путем подписания УПД с использованием электронной подписи.

Реализация

При продаже пачки табачной продукции конечному потребителю кассир использует 2D-сканер для считывания кода. Далее кассовое ПО автоматически передает информацию оператору фискальных данных, а тот передает жанные в ФНС и МОТП. Таким образом, размещенные на проданных упаковках коды выводятся из оборота, а сведения об этом сохраняются в информационной системе. Повториться выведенные коды уже не смогут.

Требования к продавцам

  1. Тем компаниям и индивидуальным предпринимателям, среди товаров которых есть табачная продукция, необходимо зарегистрироваться в системе мониторинга табака (ИС МОТП). Наличие усиленной КЭП становится обязательным требованием, поскольку без нее невозможна постановка на учет в системе.
  2. По завершению регистрации в МОТП следует осуществить подключение к системе электронного документооборота для автоматического обмена документами о поставках табачной продукции с контрагентами. Документы подписываются и передаются в систему МОТП, которая сохраняет информацию о передаче права собственности на уникальные коды, нанесенные на товар.
  3. Для сканирования кодов при реализации табачных изделий нужен 2D-сканер – его придется приобрести.
  4. Еще одно требование – актуальное кассовое ПО, способное взаимодействовать с системой мониторинга табачных изделий через ОФД. Нужно заблаговременно произвести его обновление.

Начало работы с модулем «Маркировка» в Контур.Маркете

Контур.Маркет поможет продавцам табака исполнить требования закона – для этого в нем есть специальный модуль «Маркировка». Его необходимо приобрести отдельно, в дополнение к основному тарифу. Расценки могут отличаться для разных регионов. Оплата доступа производится через менеджера.

Далее на ПК нужно установить цифровую подпись, которая используется для работы с Маркетом. 2D-сканер требуется подключить к онлайн-кассе. После предоставления доступа к модулю пользователь получит возможность принятия и подтверждения накладных на табачную продукцию.