Правительство постепенно вводит идентификацию уникальными кодами того, что производится в России и импортируется в страну. Все больше товарных групп участвуют в эксперименте, все шире круг компании и ИП, которые вовлекаются в оборот маркированного товара.
Законодательные основы
Еще в 2016 году стартовал эксперимент по маркировке изделий из натурального меха. Его результаты посчитали успешными, что позволило запланировать расширение списка товаров, которые будут помечать индивидуальными кодами.
31 декабря 2017 года был подписан закон 487-ФЗ, который ввел законодательные основы маркировки. Правительству были даны полномочия определять, какие товары помечать и с какого времени. Цель всего этого благая — обеспечить оборот оригинальной продукции и защитить рынок от подделок. Маркироваться может разная продукция — в законе четких формулировок нет. Сказано лишь, что идентификация вводится для охраны жизни и здоровья человека, правопорядка или обеспечения безопасности государства.
Затем Правительство выпустило 2 распоряжения — от 28.04.2018 № 792-р и от 28.12.2018 № 2963-р. Ими был утвержден список товаров, которые в ближайшее время начнут маркировать, а также принципы и порядок реализации самого процесса.
В настоящее время маркируется такая продукция:
- меха — полностью;
- сигареты и папиросы — производители маркируют новые партии, но старые (без кодов) пока в обращении;
- прочий табак — проведение эксперимента утверждено в конце сентября 2019 года;
- лекарства — маркируются в качестве эксперимента, но с начала 2020 года подлежат обязательной маркировке;
- обувь — маркируется в качестве эксперимента;
- отдельные виды молочной продукции — эксперимент с 15 июля 2019 года.
С 1 декабря 2019 года планируется запустить маркировку таких товарных групп:
- духи и туалетная вода;
- шины и покрышки;
- некоторые виды одежды — верхняя, из кожи, женские и детские блузки;
- постельное белье и кухонные принадлежности из ткани;
- фотокамеры и вспышки.
Судя по прошлой практике, можно предполагать, что любые новые товары вначале будут маркироваться в виде эксперимента. Но с каждой товарной группой внедрение маркировки упрощается, система совершенствуется, поэтому вполне вероятно, что эксперименты будут недолгими.
Товары из списка продавать без специальных марок будет запрещено. За это грозит административное наказание по пункту 2 статьи 15.12 КоАП. Если же нарушение будет совершено в крупном размере, то наказание будет уголовным — по статье 171.1 УК РФ.
Суть маркировки
Марка будет помещаться на каждую единицу произведенного или ввезенного в Россию товара из той группы, которая подлежит обязательной маркировке. Информация об уникальном коде марки будет фиксироваться в государственной информационной системе «Честный знак» при производстве (ввозе), а далее — на каждом этапе оборота. Благодаря этому будет прослеживаться судьба каждый единицы товара от момента его появления и до того, как она через кассовый аппарат будет реализована конечному потребителю. На этом этапе купленный товар выводится из оборота, а его код — из «Честного знака».
При этом маркировка не отменяет прочие системы идентификации, например, «Меркурий» для продуктов животного происхождения. Правда, власти обещают, что эти системы будут интегрированы. То есть не придется передавать одну и ту же информацию дважды. «Меркурий» будет охватывать оборот сельхозпродукции до того, как она станет товаром, а дальнейшая ее судьба будет отражаться участниками оборота в «Честном знаке».
Налоговые ограничения
29 сентября 2019 года принят закон № 325-ФЗ, которым одобрено большое количество поправок в Налоговый кодекс. Среди прочего — запрет с 1 января 2020 года применения при продаже маркированных товаров специальных налоговых режимов — патентного и ЕНВД. В Кодексе будет прямо указано, что их нельзя применять при реализации лекарств, предметов одежды, аксессуаров и прочих изделий из меха, а также обуви.
Примечание. О других товарных группах, подлежащих идентификации уникальными кодами, речи не ведется, но и сроки внедрения для них обязательной маркировки пока не совсем ясны. Скорее всего, к тому времени в налоговое законодательство внесут очередные поправки.
Почему власть запретили применение этих льготных налоговых режимов для продажи маркированных товаров? ЕНВД и ПСН отличаются от прочих тем, что налоговые платежи не зависят от размера выручки. Патент предприниматели покупают по заранее известной цене и больше ничего не платят до окончания срока его действия. А ЕНВД рассчитывается исходя из физического показателя (например, от площади магазина) и базовой доходности, которая определена в Налоговом кодексе.
Указанные режимы вводились в качестве меры поддержки предприятий малого бизнеса, выручку которых раньше было сложно контролировать. Однако идентификация уникальными кодами позволит отслеживать не только движение товара, но и доход от его розничной реализации (через онлайн-кассу). Поэтому в правительстве считают, что взимание налога вне зависимости от выручки при продаже маркированного товара неоправданно — это приводит к необоснованному занижению платежей.
Напомним, что ЕНВД в любом случае полностью отменяется на всей территории России с 2021 года. А ПСН вправе применять только индивидуальные предприниматели. Так что из льготных режимов компаниям остается только УСН.