По итогам трех кварталов текущего года российский рынок спиртных напитков вновь просел. Падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года небольшое – 1,6%. Однако на этом фоне резко выделяется группа алкогольных напитков «сидр, пуаре, медовуха» — рост продаж в ней составил более 34%. В чем же секрет стойкости этих напитков?

Все опять упало

По словам Вадима Дробиза, директора «Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА», россияне проявляют к алкоголю все меньше интереса. Особенно это касается дорогостоящих импортных напитков, в частности, виски. Это и понятно — девальвация рубля привела к удорожанию напитка, а покупательная способность граждан уменьшилась. По другим группам товаров также наблюдается падение.

Из всего крепкого алкоголя более-менее нормально чувствует себя водка. Объем ее реализации за 9 месяцев текущего года остался примерно на том же уровне, что и годом ранее. При этом объем производства водки за рассматриваемый период даже слегка вырос. Однако многие эксперты, например, вице-президент Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров, считают, что этот рост состоялся только на бумаге. В действительности же объем произведенной водки не изменился, а лишь часть его перешла из серого сегмента в легальный . Это случилось благодаря внедрению системы ЕГАИС.

Как изменился объем реализации алкогольных напитков по данным Росстата, хорошо видно из следующей таблицы.

Таблица. Реализация наиболее популярных алкогольных напитков за январь-сентябрь 2016 года

Наименование категории Объем продаж, млн дал Рост (+) / снижение (-) по сравнению с 3 кварталом 2015 года
Всего алкогольных напитков 816,4 -1,6%
Водка и ликероводочные изделия 70,9 -0,4%
Пиво 606,8 -1,7%
Вино, винодельческая продукция 39,4 -1,6%
Игристое вино, шампанское 14,6 -4,6%
Коньяк, бренди 7,4 -2,3%
Виски 2,8 -8,7%
Слабоалкогольные напитки до 9% 6,7 -11,7%
Сидр, пуаре, медовуха и пр. 3 +34,8%

Проанализировав таблицу, можно прийти к выводу, что россиянам особенно полюбились сидр, медовуха и пуаре (грушевый сидр). Да так, что объем их реализации превысил объем проданного виски. На самом деле в прошлые годы данные по продажам сидра и медовухи были еще более впечатляющими – сотни процентов роста. Однако причина этому вовсе не изменение пристрастий потребителей.

Причина популярности сидра и медовухи

В конце 2012 года в закон № 171-ФЗ, который регулирует производство и оборот алкогольных напитков, было внесено изменение. Суть его заключалась в следующем: сидр, пуаре и медовуха перестали считаться слабоалкогольным напиткам и были выделены в отдельную категорию. Эти напитки имеют крепость не более 6 градусов и получаются путем натурального брожения яблочного, грушевого или медового сусла.

Технология производства не должна включать разбавление сидра или медовухи этиловым спиртом, а вот восстановленный сок яблока или груши добавлять при их производстве можно. Действующее законодательство допускает относить к группе сидров и слабоалкогольные коктейли, если в них добавлен яблочный или грушевый концентрат. Однако такие напитки не имеют ничего общего с натуральными сидрами. «Слабоалкогольный лимонад на натуральной основе», — так охарактеризовал их один из производителей сидра Дмитрий Щедрин (компания «Сидры Щедрина»). По его словам, в магазинах экономкласса сегодня 80% продаж в категории сидров приходится именно на этот «лимонад». В магазинах среднего сегмента доля таких напитков составляет 60%, а в премиум-сегменте — порядка 30% от объема реплизации сидра и медовухи.

Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин сетует на то, что, маскируя слабоалкогольные коктейли под сидр, производители попросту экономят на отчислениях в бюджет. Дело в том, что ставка акциза на группу «сидр, пуаре, медовуха» в 4 раза ниже, чем на слабоалкогольные коктейли. Поэтому-то мы и видим в статистике такой небывалый всплеск интереса к этой категории — почти на 317% за два года! И это на фоне падения остального рынка, в том числе и объема реализации слабоалкогольных коктейлей.

Однако настоящим медовухе и сидру все равно надо отдать должное — интерес к ним все же возрос, хотя и не так сильно. Если не принимать во внимание замаскированные под них коктейли, то в целом по сегменту реализация с 2014 года увеличилась на 35%. Сидра стали продавать больше на 16%, а медовухи — на 19%. По сравнению с остальными напитками эти показатели весьма неплохи.