По словам Михаила Дубина, председателя совета директоров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), уже в феврале текущего года будет произведена первая пачка сигарет с цифровой маркировкой.

15 января 2018 года получил старт эксперимент по маркировке табачных изделий. Он будет проводиться до конца текущего года. В рамках этого проекта на продукцию из табака будет наноситься специальная отметка — штрих-код, в котором зашифрована информация, подтверждающая подлинность продукта.

Михаил Дубин рассказал, что старту проекта предшествовала серьезная подготовительная работа — были изучены все информационные, производственные и логистические системы организаций, которые будут участвовать в процессах от изготовления сигарет до их реализации конечному потребителю. Также предстояло определить особенности производства продукции с маркировкой, то, каким способом она будет наноситься, и как считываться при реализации в магазине.

Механизм маркировки продукции из табака вводится для исполнения двух целей:

  • обеспечить ее подлинность;
  • противодействовать ввозу в страну контрафакта.

Насколько этот механизм будет эффективен, должно выясниться за период действия пилотного проекта.

ЦРПТ является оператором информационной системы проекта по маркировке. К нему уже присоединились самые крупные компании табачного бизнеса: JTI, British American tobacco и Philip Morris International. В общей сложности на их долю приходится более 90% рынка. Кроме того, в проекте участвуют торговые гиганты: «Лента», «Дикси», «Metro», а также сети X5 Retail Group. Планируется, что уже в марте из розницы начнут поступать данные о продажах маркированных сигарет, которые будут сканироваться онлайн-кассами.

Эксперимент с табачной продукцией, вслед за изделиями из меха и лекарственными препаратами, станет шагом на пути к тотальному внедрению маркировки товаров. Эта система может быть реализована уже к 2024 году.