Покупая какие-либо товары, человек участвует в целой череде процессов. Его покупка не только влияет на товарные остатки в магазине, но и служит источником пополнения бюджета страны. А развитие технологий и внедрение онлайн-касс повлияло на банальный процесс покупки самым серьезным образом. Покупатель теперь является не только потребителем товаров магазина, но и звеном общественного контроля.

Проверка операций

Теперь информация о покупке сразу же попадает в Налоговую службу. Онлайн-касса через оператора фискальных данных передает важные сведения об операции: параметры продавца, что, где и на какую сумму продано, какие средства (наличные или карта) приняты от покупателя, полностью ли оплачена покупка или предоставлен кредит, вносится ли предоплата или это окончательный расчет, а также множество другой информации.

Благодаря наличию в чеке QR-кода, покупатели могут тут же проверить, не нарушает ли продавец закон о применении кассовой техники. Для этого нужно воспользоваться специальным сервисом от ФНС, который в виде приложения можно установить на свой смартфон. Если проверка покажет отрицательный результат, тут же можно сообщить в налоговую о нарушении.

Однако выгода для покупателя заключается вовсе не в возможности проверять чеки. Ведь по большому счету следить за правильностью применения ККТ — это работа Налоговой службы, а не рядовых потребителей.

Электронный чек

Теперь чек может быть не только бумажным, но и цифровым. Электронный чек абсолютно идентичен бумажному и полностью его заменяет. И покупатель по своему желанию вправе запросить его у продавца. При этом он может отказаться от получения бумажного чека в пользу электронного, а может запросить оба варианта.

Электронный чек передается двумя способами — на абонентский номер покупателя либо на его email. На телефон чек поступает в виде СМС-сообщения со ссылкой, по которой можно загрузить его в электронном формате. Чек, который приходит на email, практически полностью повторяет внешний вид классического бумажного чека.

Электронный чек имеет для покупателя гораздо больше преимуществ перед его бумажным собратом. Все мы храним чеки, когда приобретаем какие-то дорогостоящие товары или технику. Они нужны на тот случай, если покупку придется вернуть или же обратиться в сервис в течение гарантийного срока. В итоге дома скапливается множество коробок из-под мелкой техники или же хранится кипа бумажных чеков, в которой не всегда удается найти нужный. Плюс ко всему со временем краска на чеке выцветает, и прочесть надписи становится невозможно.

Теперь организовать хранение чеков гораздо проще. Их не нужно собирать в бумажном варианте — достаточно сложить их все в одну виртуальную «коробочку» на компьютере. Также хранение можно организовать прямо в ящике электронной почты, создав специальную папку для чеков. И получая очередной электронный чек, перемещать письмо в эту папку. А еще можно настроить почту таким образом, что чеки будут туда направляться автоматически.

Если продавец отказывается

Сформировать чек, который уйдет клиенту в электронном виде, немногим сложнее, чем выбить его на бумаге. Тем не менее иногда продавцы от этого отказываются. Мотивируют они тем, что касса не имеет такой функции. На самом деле это не соответствует действительности. Ведь если касса не может направлять чеки на электронный адрес или на номер телефона, то это означает, что она не соответствует актуальным требованиям законодательства. И использовать такую кассу продавец попросту не имеет права.

Чаще всего отказ кассира связан с его нежеланием или неумением направлять чеки клиентам. Но получение фискального документа в электронном виде — это не прихоть покупателя, а возможность, которую ему гарантируют законодательство. И одновременно это требование, которое закон предъявляет к продавцам.

Если кассир отказался направлять чек покупателю в электронном виде, есть все основания  жаловаться в ФНС. За это пунктом 6 статьи 14.5 КоАП предусмотрена административная ответственность. Предприниматель может быть оштрафован на 2 тыс., а компания — на 10 тыс. рублей. Впрочем, есть шанс отделаться предупреждением.

Иногда кассир предлагает направить чек только по СМС, мотивируя это тем, что касса не умеет передавать данные на email. Действительно, некоторые самые простые кассовые аппараты имеют подобные ограничения, и нарушением это не является. Ведь закон требует, чтобы кассовый аппарат был способен направить электронный чек на email или на абонентский номер. Поэтому если касса умеет отправлять чеки СМСкой, то требований закона соблюдены. Хотя для покупателей это и не слишком удобно.

Риски и минусы электронных чеков для клиентов

Сегодня очень многие покупатели предпочитают расплачиваться банковскими картами. Эмитентам интересна информация о том, на что тратят деньги их клиенты, когда и в каком количестве. Это позволяет предлагать дополнительные услуги, которые нужны конкретному человеку. Например, банки активно рассылают сообщения о предварительно одобренном кредите, причем его сумма рассчитывается именно на основе анализа поступлений и трат клиента.

Вместе с введением онлайн-касс многие продавцы получили обязанность писать в чеке не только общую сумму покупки, но и детализацию. А именно, какие товары и в каком количестве были приобретены. Эти сведения могут быть полезны для банков, поскольку позволят еще лучше понять траты своих клиентов. Если раньше им была доступна информация лишь о том, где произведена оплата картой, то при получении сведений из онлайн-чеков они смогут узнать и о том, что именно приобрел человек. В том числе и о том, что он купил за «наличку».

Чтобы такая информация появлялась в распоряжении банков, они предлагают клиентам новые возможности личных кабинетов: планирование бюджета, контроль расходов и так далее. При этом клиенты сами соглашаются на то, чтобы сведения обо всех их чеках направлялись в банк.

В итоге это может привести к тому, что банк будет знать все о тратах клиента. Благодаря этому можно легко узнать о том, что человек, например, имеет вредные привычки (траты на сигареты и алкоголь), проблемы со здоровьем (медицинские услуги, лекарства). Подобная информация поможет составить портрет владельцы карты, что, в свою очередь, немаловажно при принятии решения по кредиту.