В прошедшем году реализация водки в легальной рознице в Челябинской области выросла на 20%. Примерно такой же рост показал и коньяк. Что думают о причинах этого эксперты и участники алкогольного рынка?
Лидер региона
Первая половина прошлого года была не слишком удачной — реализация по всем сегментам алкогольных напитков сократилась. Но за счет второго полугодия удалось выйти в плюс. В целом по объему продаж крепкого алкоголя регион стал лидером в Уральском Федеральном округе, а также единственным, где спрос увеличился практически во всех сегментах. Так, по группе ликероводочных изделий с содержанием спирта до 25% продажи выросли на 10%, по группе вин — на 6%. А вот пива стали покупать меньше, правда, незначительно — всего на 3%. Аутсайдером среди групп напитков на областном рынке алкоголя стали ликероводочные изделия с содержанием спирта более 25%.
Однако если рассматривать период нескольких лет, то объем реализации алкогольных напитков в регионе сокращается. Так, по сравнению с 2014 годом водки стали приобретать на 15%, а виски — на 74% меньше. А вот объемы потребления жителями региона коньяка за этот период не изменились.
Следом за Челябинской областью идет Свердловская: рост продаж водки и коньяка здесь составил порядка 9% по каждому из сегментов. В прочих регионах УрФО объемы реализации снизились.
Мнения экспертов
Среди причин, которые привели к увеличению реализации алкоголя, многие эксперты называют внедрение ЕГАИС. Об этом, в частности, говорит директор отраслевого исследовательского центра ЦИФРРА Вадим Дробиз. По его данным, порядка 40% водки и иного крепкого алкоголя в Уральском округе продавалось в обход закона. И лидировала среди всех регионов УрФО именно Челябинская область. Когда ЕГАИС вступила в действие в рознице, легально произведенное, но реализуемое ранее «из-под полы» спиртное попало в магазины. Таким образом, произошел рост потребления легальной продукции за счет сокращения потребление нелегальной. По мнению эксперта, другого объяснения таким показателям по Челябинской области просто нет.
А вот президент совета НП «Общественный комитет по регулированию рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции» по УрФО Виктор Гречишкин считает, что нелегальной продукции меньше не стало. Чем сильнее контроль государства, тем активнее теневой сегмент бизнеса к нему приспосабливается. Недобросовестным производителям проще заплатить небольшой штраф, на какое-то время «залечь на дно», а после вновь продавать свою продукцию в нелегальном сегменте, считает Гречишкин.
Еще одно мнение выражает директор розничной сети «МАВТ-винотека» Елена Игнатова. По ее словам, увеличение выручки от крепкого алкоголя в прошлом году было связано с ростом курсов валют, вследствие чего импортные продукты стали стоить дороже. Вместе с тем она отмечает, что в сегменте крепкого алкоголя происходит перераспределение от продукции зарубежных производителей к местным напиткам, цены на которые практически не изменились.
Госпожа Игнатова также указывает на то, что культура пития россиян постепенно улучшается – об этом, по ее мнению, свидетельствует сокращение спроса на крепкие (более 25%) ликероводочные изделия. Люди, наконец, распробовали вино и все чаще отдают предпочтение именно ему. Внедрение ЕГАИС Елена Игнатова считает позитивным для потребителя новшеством. Система дает гарантию, что приобретенный алкоголь сертифицирован. Что касается производителей, то для них ЕГАИС стал неким фильтром, пройти через который смогли не все. Некоторые небольшие компании либо ушли с рынка, либо присоединились к более крупным игрокам.