С 1 января 2019 года все кассовые аппараты перешли на формат фискальных данных 1.05. Он по-прежнему не дает возможности исправлять ошибки через чек коррекции, но работы в этом направлении идут. Как известно, 1.05 является переходным между отмененным форматом 1.0 и ФФД 1.1. У пользователей возникают вопросы по исправлению расчетов при использовании формата 1.1. Рассмотрим некоторые из них.

Ошибка в одном товаре из чека

Пример 1. Продавец пробил чек на товар А, товар Б и товар В. Когда покупатель ушел, продавец обнаружил ошибку в указании стоимости товара А. Как быть?

Все зависит от того, какая сумма указана в чеке — больше или меньше реальной. Если товар стоил 500 рублей, а чек был пробит на 400, то никаких действий предпринимать не нужно. В этом случае будет считаться, что продавец реализовал товар дешевле — предоставил покупателю скидку в размере 100 рублей.

Совсем другое дело, если в действительности товар стоил 500 рублей (столько же было взято с покупателя), а чек был выбит на 1000. При применении формата 1.1 последовательность действий для исправления будет такая:

  1. Формируется чек коррекции с признаком расчета «возврат прихода». В нем пробиваются все товары, которые были в неправильном чеке, то есть товар А (с его неверной ценой), а также Б и В. Этот чек коррекции отменяет ошибочный первичный чек.
  2. Пробивается второй чек коррекции с признаком расчета «приход», но уже с правильными данными по каждой товарной позиции.

Исправление повторной ошибки

Пример 2. По товару А допущена ошибка в ставке НДС. Продавец исправил ее методом, описанным выше, однако после этого обнаружил, что была допущена еще одна ошибка — неверно указана ставка НДС по товару Б. Как следует поступить в ФФД 1.1? Получается, что теперь уже корректировку нужно вносить в сам чек коррекции?

Да, нужно аннулировать чек коррекции и выбить новый. Принцип тот же, что и в Примере 1. Сначала формируется чек коррекции «возврат прихода» № 2, который отменяет предыдущий корректировочный документ (созданный при первом исправлении). Затем формируется новый чек коррекции «приход» № 2 с верными данными по товарам А, Б и В.

Важно! Если моменты произведения расчета и реализации совпадают, то в чеке коррекции с признаком «приход» № 2 должна указываться дата реализации, то есть дата формирования обычного чека ККТ. Корректировка должна быть произведена в том периоде, в котором состоялся расчет.

Таким же образом исправляется ошибка, дважды допущенная в отношении одного и того же товара. Например, продавец сначала решил, что допустил ошибку, исправил ее через чек коррекции, а затем выяснилось, что в исходных данных ошибки все-таки не было.

В чеке неправильный товар

Пример 3. В чеке все также 3 товара, но в действительности вместо товара А продан товар Г.

Исправление производится так же, как в примере № 1. То есть делается возврат прихода при помощи чека коррекции с соответствующим признаком, аналогичный неправильному чеку, а затем выбивается чек коррекции с правильными данными (с товарами Б, В, и Г вместо товара А).

Товар не попал в чек

Пример 4. В чеке 3 товара (А, Б и В), но в действительности помимо них реализован еще и товар Г. Допустимо ли в ФФД 1.1 для исправления сформировать чек коррекции с признаком «приход» только на товар Г?

Нет, вариант «добить» недостающий товар будет неверен. Дело в том, что чек выбивается на весь расчет. Соответственно, если в расчете допущена ошибка, то его нужно полностью аннулировать. В формате 1.1 это нужно сделать так, как указано выше — отменить все при помощи чека коррекции, а затем выбить правильный чек.

Товар попал в чек, но в действительности не реализован

Пример 5. В чеке товары А, Б и В, но по факту покупателю были реализованы только товары А и Б. Продавец выбирает вариант исправления:

  1. Отменить продажу товара В, сформировав чек коррекции с признаком «возврат прихода».
  2. Отменить весь расчет чеком коррекции «возврат прихода», а затем выбить правильный чек, также корректирующий, но с признаком» «приход» и товарами А и Б.
  3. Выбить обычный кассовый чек (не чек коррекции) с признаком «возврат прихода» только на товар В.

Какой из них будет правильным?

Вариант № 1 сразу отметаем по причинам, которые разъяснены в Примере 4. Далее выбор зависит от того, кто нашел ошибку:

  • если неточность в чеке обнаружил покупатель, нужно выбить обычный чек ККТ с признаком «возврат прихода» и вернуть ему деньги (вариант № 3);
  • если ошибка обнаружена продавцом, то правильным выбором будет действовать по варианту №2.

Ошибка в чеке на возврат

Пример 5. Продавец обнаружил ошибку в чеке, выданном покупателю при возврате товара. Может ли он применить для его исправления чек коррекции при ФФД 1.1?

Да, может. Если корректируется операция по возврату прихода, то порядок таков:

  • сначала выбивается чек коррекции с признаком «приход»;
  • затем чек коррекции с правильными данными и признаком «возврат прихода».

Чеки коррекции в ФФД 1.1 можно применять для исправления ошибок в любых расчетах, в том числе связанных с получением и возвратом предоплаты или аванса.

О передаче чека коррекции покупателю

Как сказано выше, если ошибка исправляется при покупателе, выбивается обычный чек ККТ, который нужно ему передать. Однако практически во всех приведенных примерах продавец обнаруживает и исправляет ошибку после того, как тот ушел. Должен ли он в этом случае передать покупателю чек коррекции? Например, если имеет данные для направления чека в электронном виде?

Закон не обязывает продавца в такой ситуации передавать покупателю чек коррекции. Однако такое право у него, конечно же, есть.

Чек коррекции при применении ФФД 1.1 становится полноценным инструментом исправления ошибок в расчетах. Его можно сравнить с исправленным счетом-фактурой. Так, если ошибка была допущена в I квартале, а исправлена при помощи чека коррекции во II квартале, то придется исправлять поданную ранее отчетность, в частности, «уточненку» по НДС за I квартал.

По материалам портала buh.ru