В первом квартале 2016 года по сравнению с тем же периодом прошлого российский пивной рынок вырос на 5,5%. Такие данные приводит служба Росстат. Положительную динами подтверждают и в Росалкогольрегулировании. По данным деклараций производителей, представленными в РАР, пива в России за указанный период стали выпускать больше аж на 6,9%.
Новость, которую уже не ждали
Информация о росте сегмента стала неожиданностью — последний раз объемы производства пива увеличивались лишь в 2007 году. В начале текущего года многие эксперты и участники рынка были уверены, что они будут снижаться и впредь. Так, глава компании «Балтика» Яцек Пастушка назвал 2016 «еще одним непростым годом», который ожидает пивоваров. А старший аналитик Euromonitor International Георгий Гребинский прогнозировал сокращение объемов производства напитка вплоть до 2020 года.
В качестве основной причины падения рынка эксперты называли снижение покупательной способности россиян на фоне повышения цен на пиво. Последнее произошло из-за девальвации российской валюты, а также по причине увеличения стоимости акциза с 18 до 20 рублей (для пива). внедрение ЕГАИС — информационной системе для государственного учета сделок с алкогольной продукцией — пивоварами расценивалось как негативный фактор в плане нагрузки на бизнес. Представители крупных отраслевых компаний выражали мнение, что на пивном рынке нет теневого сектора — а ведь именно для борьбы с ним и задумывалась система.
Показательный рост
Статистические данные говорят о том, что интерес россиян к пиву постоянно падает. Складывается такая ситуация: в этом году производить пива стали больше, а покупать — меньше. Например, в марте 2016 года было произведено на 11,2% напитка больше по сравнению с тем же периодом прошлого года, а куплено — на 3,1% меньше (данные отраслевого исследовательского агентства ЦИФРРА). Зачем же пивовары стали производить больше пива? И стали ли?
Эксперты пришли к выводу, что указанный рост носит статистический характер, увидеть который удалось благодаря внедрению ЕГАИС. Система заставила мелких производителей начать отражать (полностью или частично) объемы производства. Если раньше они могли декларировать не всю изготовленную продукцию или не показывать ее вообще, то теперь это исключено. Компания попросту будет лишена возможности реализовать «серую» партию напитка через легальные точки продаж. С начала года все оптовые и розничные торговцы должны проводить закупки пива через ЕГАИС. И купить продукцию, не зарегистрированную в системе, торговцы просто не смогут.
Пивовары выходят из тени
Так что, как выяснилось, теневой сектор в пивоварении все-таки есть. Большая его часть, по словам директора ЦИФРРА Вадима Дробиза — это средние и мелкие региональные производители. Это подтверждают данные статистики — в отдельных регионах производство пива выросло в 3–4 раза.
Раньше 80% рынка принадлежало крупным игрокам — международным отраслевым гигантам (Carlsberg, Heineken и другим). В последние годы они сократили свое присутствие на рынке до 72% (данные компании Euromonitor Int.). Их потеснили небольшие компании ремесленного пивоварения, которые готовят «крафтовое пиво» по традиционным рецептам. Сами владельцы таких пивоварен признают, что в их сфере есть нечистые на руку дельцы. Теперь благодаря ЕГАИС они начали выводить свою продукцию на легальный рынок, чем и вызван рост объемов производства.