Оглавление
Подготовка к тотальной маркировке идет полным ходом. Совсем скоро расширится перечень товаров, которые государство обязало помечать. Расскажем о том, что нас ждет уже в следующем году.
Нормативная база
Правительство приняло Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Распоряжением № 533-р от 29 марта 2018 года утвержден план реализации этой стратегии до 2020 года, а также на плановый период до 2025 года. А 28 апреля 2018 года было подписано распоряжение № 792-р, которое утвердило перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке в 2019 году.
Недавно мы писали о том, какие группы товаров уже помечают. В этом материале расскажем о планах Правительства в соответствии с упомянутыми выше документами.
Что начнут маркировать в ближайшее время
На 1 июля 2018 года запланировано начало эксперимента по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, камней и изделий, произведенных с их применением. Кроме того, в марте представители Минпромторга подтвердили, что с 1 июля по 31 декабря текущего года планируется провести эксперимент по маркировке обуви.
В соответствии с распоряжением № 792-р, серьезное расширение списка товаров, подлежащих обязательной маркировке, запланировано на 2019 год. В документе сказано про 10 групп товаров.
В следующей таблице можно увидеть эти группы, коды по классификатору ОКПД2, которым соответствуют входящие в них товары, а также дату начала обязательной маркировки.
Таблица. Какие товары начнут маркировать в 2019 году
Наименование товарной группы | Код по ОКПД2 | Дата начала маркировки |
Табачная продукция | 12.00.11 | 1 марта 2019 года |
Обувные товары | 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32, 32.30.12 | 1 июля 2019 года |
Духи и туалетная вода | 20.42.11 | 1 декабря 2019 года |
Шины и покрышки пневматические резиновые новые | 22.11.11, 22.11.12, 22.11.13, 22.11.14, 22.11.15, 22.11.20 | |
Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи | 14.11.10 | |
Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек | 14.14.13 | |
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков | 14.13.21 | |
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек | 14.13.31 | |
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное | 13.92.13, 13.92.14 | |
Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки | 26.70.12, 26.70.14, 26.70.17, 26.70.19 |
Интересно, что в перечень попал женский трикотаж ручной вязки.
Первыми маркировать начали изделия из натурального меха. Проект был запущен еще в 2017 году и признан удачным.
О модели маркировки
Принципы маркировки товаров изложены в упомянутом распоряжении № 791-р. Основными являются такие:
- Идентификация. Каждой единице товара присваивается уникальный код.
- Регистрация. Каждый этап оборота товара, начиная с его производства (ввоза) и до того момента, как он будет выведен из оборота (например, продан конечному покупателю), регистрируется в информационной системе маркировки.
- Единый каталог. Будет создана глобальная база данных, в которую войдут все товары, промаркированные средствами идентификации.
Уникальный код, о котором сказано в пункте 1, состоит из 2-х частей:
- код идентификации — состоит из кода товарной позиции в соответствии с Единым каталогом и уникального кода экземпляра товара;
- код проверки — формируется с использованием криптографических технологий.
Что касается ответственных ведомств, то их три:
- Минпромторг координирует работу по маркировке.
- Минфин обеспечивает нормативно-правовое регулирование.
- Минкомсвязь осуществляет контроль за работой информационной системы и ее оператора.
Маркировка не является бесплатной — стоимость закрепляется законодательно. Взиматься она будет за каждую единицу кода маркировки один раз при его генерации. Подразумевается, что денежные средства пойдут в том числе на оплату процесса регистрации каждого этапа оборота товара в информационной системе.