Оглавление
В конце прошлого года в реформированный закон 54-ФЗ вновь были внесены поправки. Напомни, они ввели отсрочку применения ККТ для отдельных групп налогоплательщиков, а также налоговый вычет для некоторых ИП. Но этим изменения не ограничатся. В Госдуме находится законопроект, предлагающий множество новых поправок. Некоторые из них рассмотрим в этой статье.
Уточнение понятия «расчет»
Как известно, ККТ необходимо применять при расчетах, то есть при получении или выдаче денежных средств. Таковы требования действующего законодательства. Однако в приказе ФНС № ММВ-7-20/229@, который вступил в силу 21 марта 2017 года, указанно следующее. С 1 января 2019 года кассовую технику нужно будет применять не только при движении денег, но и в таких случаях:
- если происходит движение товара, за которой была внесена предоплата или аванс;
- если движется товар, проданный в рассрочку или на условиях предоставления товарного кредита.
Получается, что ровно через год между указанным приказом и действующими нормами 54-ФЗ возникнут разногласия. Чтобы этого не допустить, рассматриваемый законопроект содержит такую поправку: к понятию «расчет» будет добавлен зачет предоплаты и авансов, а также предоставления и погашения займов для оплаты товаров. Кроме того, добавится фраза про зачет предоставления или получения иного встречного предоставления, подразумевающая применение ККТ при обмене товарами и/или услугами.
Если это изменение будет внесено в 54-ФЗ, то применение ККТ будет распространяться и на случаи:
- выдачи товаров, которые были оплачены авансом, по предоплате;
- выдачи товаров, реализованных в кредит;
- обмена одних товаров на другие.
Уточнение по электронным средствам платежа
В новой редакции 54-ФЗ появился термин «электронные средства платежа». Причем в том контексте, что при расчетах такими средствами необходимо применять кассовую технику.
Определение ЭСП дано в законе 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Из него следует, что это любые современные методы безналичных расчетов, которые проводятся с применением инфокоммуникационных технологий. В том числе и обычный перевод через интернет-банк.
Единственное, что не назовешь электронным средством платежа — это бумажное поручение на перевод денег со счета или без открытия такового, которое покупатель передает непосредственно сотруднику банка. Получается, что законодатели, умышленно или нет, но все же отделили современные способы оплаты от устаревшего похода в банк с платежкой.
На рынке есть мнение, что на самом деле цель была в другом — ввести применение кассовой техники для расчетов электронными кошельками. Возможно, так оно и было, хотят для таких средств оплаты закон 161-ФЗ предусматривает термин «электронные денежные средства». Так или иначе, создавшееся разделение безналичных платежей вводит бизнес в заблуждение. Предприниматель не всегда может понять, каким именно способом оплатил покупатель — электронным средством платежа или платежным поручением в отделении, ведь банки такие данные не предоставляют.
Теперь же предлагается термин «расчет с использованием электронных средств платежа» заменить фразой «расчет в безналичной форме». Если это будет принято, то любые безналичные расчеты между компанией или ИП, с одной стороны, и физическим лицом, с другой стороны, нужно будет проводить через ККТ.
Вендинг и турникеты
В соответствии с действующей редакцией закона 54-ФЗ, если расчеты осуществляются автоматически, то должна применяться ККТ, которая работает без вмешательства человека. Это относится к торговле через вендинговые аппараты, автоматические и механические, а также турникеты на транспортных средствах. В этой части также грядут изменения. Про то, что законодатели готовят для вендинговых автоматов, мы уже упоминали. Если кратко — речь идет о возможности не направлять покупателю кассовый чек (за исключением торговли подакцизными товарами), а также о применении одной ККМ на несколько автоматов.
Если вендинговый аппарат является механическим и принимает только монеты, то поправки разрешают вовсе не применять кассу. Примером служит аппарат по продаже жевательной резинки и сладостей: чтобы получить покупку, в него нужно вставить монетку и повернуть ручку.
Что касается турникетов, то для них, помимо разрешения применять один общий аппарат, предполагается ввести безусловное освобождение от необходимости передавать чек покупателю. Из текста законопроекта следует, что такой порядок будет действовать при оплате банковской картой. Если же человек прикладывает к турникету предоплаченную транспортную карту, то тут есть нюансы. Они связаны с неоднозначной трактовкой статуса таких карт. В экспертном сообществе нет единого мнения относительно того, являются ли они электронным средством платежа или нет.
Уточнение про разносную торговлю
В части 2 статьи 2 закона 54-ФЗ есть список видов деятельности, при осуществлении которых кассовую технику можно не применять. Среди прочего указана разносная торговля, которая осуществляется в вагонах поездов, а также с ручных тележек, корзин, лотков и велосипедов. Есть исключение — технически сложные товары и продовольствие, требующее определенных условий хранения и распространения. Рассматриваемые поправки вносят корректировки в этот пункт:
- наряду с поездами, в него будут включены борты воздушных судов;
- добавится торговля с рук, через прилавки, из корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, переноски и продажи;
- правила не будут распространяться и на товары, подлежащие маркировке, например, меховые изделия.
Расширение автономного режима
54-ФЗ в некоторых случаях разрешает использовать ККТ в автономном режиме, то есть без передачи данных в ФНС. Это распространяется на аппараты, установленные в магазинах и прочих заведениях, расположенных в местностях, которые отдалены от сетей связи. Их списки утверждаются региональными властями. Теперь предлагается распространить автономный режим и на территории военных объектов, объектов ФСБ и органов государственной охраны.
Статус QR-кода
Давая пояснение по тому, как должен выглядеть чек онлайн-ККТ, представители налоговых органов всегда обращали внимание на наличие на нем QR-кода. Между тем в перечне обязательных реквизитов кассового чека он отсутствует. Зато в требованиях к производимой кассовой технике указано: аппарат должен иметь возможность печатать такой код в обязательном порядке. Хотя прямой обязанности для пользователя ККТ использовать эту функцию законом также не установлено.
Устранить эту неразбериху предложено очень простым способом: поправка вносит QR-код в перечень обязательных реквизитов кассового чека.
Расчет через кассу между ЮЛ и/или ИП
Как известно, бизнес также может осуществлять наличные расчеты и расчеты корпоративными платежными картами до 100 тыс. рублей. При этом покупатель часто просит счет-фактуру или товарный чек. В таких случаях предложено разрешить обходиться без дополнительных документов. Для этого планируется расширить перечень реквизитов кассового чека. В нем дополнительно можно будет указать:
- наименование (для ЮЛ) или имя (для ИП) покупателя;
- ИНН получателя денежных средств;
- информацию о стране происхождения товара;
- при продаже подакцизных товаров — сумму акциза;
- если товар импортный — номер таможенной декларации.
В настоящее время законопроект рассмотрен Cоветом Государственной думы и направлен в Правовое управление.
Глава Управления оперативного контроля ФНС Андрей Бударин об изменениях 54-ФЗ: