Минфин получил от вице-премьера Александра Хлопонина задание разработать механизм установления минимальных цен на алкогольные напитки. Это коснется водки, коньяка, а также игристых и тихих вин.
Зачем нужна формула
Сейчас, по словам главы департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексея Сазанова, минимальные цены устанавливаются исходя из себестоимости напитков и наценок розничного и оптового звеньев. А этот, как считают многие представители рынка, не слишком эффективно. Эксперты настаивают на том, что цена должна учитывать и другие факторы, например, спрос, а он зависит от размера заработной платы потребителей.
Помогать Минфину в разработке механизма расчета цены спиртного будет Аналитический центр правительства. Формула, по которой будет осуществляться расчет, должна учесть объективные параметры и быть унифицированной. В дальнейшем минимальная цена напитков может пересматриваться раз в год — имея формулу, сделать это будет несложно.
Времени у Минфина немного — и критерии определения минимальных цен, и сама формула должны быть готовы к концу ноября.
Мнение экспертов
Вадим Дробиз, директор отраслевого исследовательского центра ЦИФРРА, считает, что минимальная цена должна отталкиваться от той, которая дает возможность производителям создавать легальный продукт. В цену должны закладываться не только затраты на сырье, заработную плату, содержание оборудования и прочие производственные расходы. Нужно учесть обязательные платежи — акцизы и НДС, а также накладные расходы. Получится некая базовая цена, к которой потом будут добавлены наценки оптовых и розничных торговцев. Такой механизм позволит сформировать справедливую минимальную цену для каждого звена.
При этом эксперт отмечает следующие. Напитки стоимостью «около минимальной цены» предназначены для самого малообеспеченного слоя населения, заработная плата которого зачастую меньше 10 000 рублей. Поэтому выведенные математически уровни минимальных цен нужно будет корректировать с учетом возможности покупателей. Если МРЦ водки будет слишком высокой, то это ударит по карману потребителя и в итоге сократит спрос. Такую минимальную цену нужно будет уменьшать. Вадим Дробиз считает, что это должно быть сделано за счет снижения налогов.
Что касается коньяка, то тут особое внимание должно быть уделено себестоимости напитка в части сырьевой составляющей. Такое мнение выразила председатель Союза производителей коньяка Ирина Бушина. Она отметила, что для коньяка, как для напитка из винограда, решающую роль играет обеспечение подлинности. Поэтому механизм расчета МРЦ должен учитывать цены, по которым виноград закупается в России, а также стоимость качественных импортируемых дистиллятов. А она, в свою очередь, зависит и от курсов валют. Кроме того, в цене алкогольного напитка должны найти отражение транспортные расходы, тарифы естественных монополий, стоимости тары, этикеток и другие переменные затраты, вплоть до роста МРОТ.
Напомним, что на сегодняшний день установлены следующие минимальные розничные цены на алкогольные напитки:
- для 0,5 л. водки — 205 рублей;
- для 0,5 л. коньяка — 371 рубль;
- для 0,75 л. игристого вина — 164 рубля.
Я ни хрена не понял. Если цена должна учитывать и другие факторы, такие как спрос, почему бы тогда не предоставить свободному рынку определить эту цену? Если же вы беспокоитесь о кармане потребителя, тогда надо устанавливать не минимальную цену, а максимальную, выше которой нельзя продавать (законодательно). Это просто какая-то антиэкономика. Лапша на уши, призванная убедить, что все делается по науке.
Добрый день. Вы считаете что алкоголь должен продаваться дёшево?
Спорное утверждение.