Олег Будаев, глава отдела вин и спиртных напитков Департамента сельского хозяйства в представительстве Франции по торговле и инвестициям в России, оценил долю серого импорта французского вина на уровне 15–20%. Большая часть такой продукции распространяется на рынке Санкт-Петербурга, поскольку ввоз осуществляется через страны Балтии. Чаще всего вино провозится физическими лицами без соответствующего оформления и распространяется через заведения общепита — кафе, рестораны, бары.
Снижение импорта
Будаев также рассказал о том, как сейчас обстоят дела с импортом французских напитков в Россию. Еще пару-тройку лет назад наша страна занимала 10–12 позицию по объему ввозимого из Франции спиртного, однако сегодня она находится в середине второй десятки. Правда, в последнее время наметилась положительная тенденция — по словам производителей, интерес к товарам указанной группы вновь начал расти.
Ежегодно из Франции в Россию ввозится порядка 8–12 миллионов бутылок вина. С 2014 года экспорт по одним оценкам упал на 40–42%, а по другим — на 56%. Больше всего пострадал сегмент игристых вин, поскольку эти напитки традиционно более дорогие, чем тихие вина. Крепкие напитки также стали импортироваться в меньших объемах, особенно коньяк. Вместе с тем продукты отдельных небольших французских домов, напротив, стали набирать популярность. Это относится как к коньяку, так и к другим напиткам, например, арманьяку и кальвадосу.
Главными потребителями французского алкоголя считаются представители среднего класса. Самым популярным спиртным напитком, который ввозится в Россию из Франции, является красное сухое вино. Однако назвать конкретную марку, которая более других пользуется любовью соотечественников, Будаев затруднился. По его словам, россияне предпочитают те напитки, о которых они когда-то слышали, читали или которые пробовали. У всех на слуху такие названия, как Бордо, Бургундия, Шабли и другие.
Ориентируемся на цену
Цена настоящего Шампанского на российском рынке колеблется от 2500 до 3000 рублей. В кризисный период, когда покупательная способность просела как минимум на треть, а стоимость напитка выросла вдвое, он стал по карману немногим. Эксперт выразил мнение, что его место со временем может занять креман (cremant) — игристое вино, которое производится в разных провинциях Франции. Пока же российский потребитель знаком с ним недостаточно хорошо.
Цена сухого вина также возросла, и сегодня на полках магазинов не встретить настоящего напитка дешевле 600 рублей за бутылку. По словам Будаева, стоить меньше вино просто не может. Разумеется, если говорить о настоящем продукте, а не о контрафакте, за качество которого никто не отвечает.