Несколько лет назад на российском рынке появилось так называемое крафтовое пиво, и с тех пор этот продукт активно набирает популярность. Что это за напиток и каковы его перспективы?

Напиток «ручной работы»

Крафтовым называется пиво, сваренное в небольших ремесленных пивоварнях по традиционным рецептам. В последние годы в нашей стране отмечается настоящий крафтовый бум. По данным Bloomberg, количество компаний, занимающихся крафтовым пивоварением, с 2011 года возросло в 10 раз. Отчасти этому поспособствовал экономический кризис. Но все же в большей степени свою популярность крафтовое пиво снискало за счет других причин.

Во-первых, это достаточно большой ассортимент продукции. Крупные компании, напитки которых представлены на полках супермаркетов, не могут похвастаться таким разнообразием сортов. Небольшие же пивоварни, производящие пиво в весьма ограниченном количестве, могут очень быстро подстроиться под изменчивый вкус потребителя.

Во-вторых, изготовление крафтового пива — это своего рода философии. Производители заявляют о том, что не гонятся за экономической выгодой в ущерб качеству своей продукции. Малые пивоварни стремятся изготовить напиток лучше, чем у конкурентов, и завоевать своего потребителя.

Конкуренция традиционному пиву

Пока трудно сказать, какую часть пивного рынка России занимает крафтовое пиво — официальная статистика не ведется. Некоторые эксперты считают, что его доля составляет не более 1%. Вместе с тем есть данные, что в отдельных регионах мини-пивоварни обеспечивают дневное закрытие заказов. Об этом, в частности, говорит главный редактор портала «Алкоголь.ру» Михаил Смирнов. Он выразил мнение, что крафтовый бум способен заставить крупных игроков задуматься над улучшением качества их напитков. Ведь, по сути, рынок давно поделен между гигантами, и конкуренция на нем практически отсутствует. А это способствует тому, что качество пива начинает падать.

Однако крупные пивовары пока не видят в крафтовом пиве особой угрозы для своего бизнеса. По словам исполнительного директора Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова, о конкуренции речи не идет. Он признает, что продукт мини-пивоварен является достаточно оригинальным, но ограниченность точек продажи не может сделать его конкурентноспособным.

Тем не менее на крафтовое пиво обратили внимание крупные международные компании. Например, корпорация «САН ИнБев» представила недавно линейку сортов «Сибирский характер».

Уловка маркетологов

А вот директор исследовательского центра ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что крафтовое пиво — не более, чем маркетинговый ход. Он сравнивает его с «гаражным» производством вина. Ограниченность и даже некоторая элитарность пива небольших производителей привлекает к нему внимание потребителей. Эксперт также отмечает, что в развитых западных странах производство крафтового пива уже идет на спад. Началось оно гораздо раньше чем в России — примерно на 15 лет. Теперь же этот маркетинговый ход работает гораздо хуже, и пивоварам приходится придумывать что-то еще. Вадим Дробиз не сомневается, что в ближайшее время это «что-то» обязательно появится на западном рынке. А спустя лет 5-7 новинка дойдет и до России.

К слову, не так давно в СМИ появилась информация о том, что Минфин подумывает запретить продажу пива индивидуальным предпринимателям. Это стало бы серьезным ударом по производителям крафтового пива. К счастью для них, а также для потребителей их продукции, позже выяснилось, что пока такой вопрос в ведомстве не прорабатывается.