Не так давно в Правительстве заявили о планах внедрить в 2024 году тотальную маркировку товаров на внутреннем рынке. Это должно помочь в борьбе с контрафактом. Суть в том, что при производстве или импорте товары отмечается уникальным кодом, через который можно отследить их судьбу.

Что маркируют

Первопроходцем маркировки стали меховые изделия — их помечают с 2016 года. Всего за это время было промаркировано более 2,3 млн изделий российского и иностранного происхождения. После внедрения маркировки объем легального рынка увеличился в полтора раза. Стал понятен субъектный состав участников — это около 9,5 тыс. компаний и предпринимателей, занимающихся производством и импортом меховых изделий.

В 2017 году начат эксперимент с лекарствами и табачными изделиями, а следующей группой товаров станет обувь. Что касается рынка медикаментов, то к сегодняшнему дню в системе мониторинга зарегистрировано свыше 2,7 тыс. компаний. Такие данные поведала Вероника Скворцова, министр здравоохранения РФ. Пока маркировка лекарств носит добровольный характер, однако объявлено, что к 2020 году она станет обязательной.

В отношении табака эксперимент проводится до конца текущего года. В его рамках 3 крупнейших компании, на чью долю приходится более 95% рынка, начали маркировать свою продукцию. По окончании года станет понятно, был ли этот эксперимент удачным. При позитивном развитии событий маркировка табака также станет обязательной, — об этом рассказал Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли.

Маркировка сигарет

На табачной продукции испольуется код Data Matrix

Что собой представляют метки

Для разных групп товаров используются различные способы маркировки. Меховые изделия — товар штучный. В каждое из них внедряется чип — контрольно-идентификационный знак с QR-кодом. Изделие имеет уникальный серийный номер — он указан в базе ФНС, в которой регистрируются все этапы пути товара до конечного потребителя. Таким образом, благодаря уникальному номеру исключаются подделки, равно как и использование товара повторно.

Метка предмета из меха содержит подробную информацию о нем: наименование, вид меха, из которого он изготовлен, страну производства, наименование производителя, продавца, товарный знак, а также номер декларации соответствия. Существуют контрольно-идентификационные знаки двух типов:

  • для импортных изделий — красный знак;
  • для российских — зеленый.

Медикаментов и табачных изделий выпускается гораздо больше, поэтому маркировать их чипами нецелесообразно. Эти товары помечаются дата-матрикс кодами, внешне напоминающими QR-коды. Формируются они при помощи специальных принтеров, которые благодаря высокой скорости маркируют в минуту по нескольку тысяч изделий. Коды содержат полную информацию о происхождении товара и сроке его годности. В отношении лекарств также могут указываться специальные сведения.

Практическая польза для потребителей

Удобство маркировки для покупателей в том, что в любой момент можно установить подлинность товара. Чтобы проверить изделие из меха, на сайте ФНС нужно зайти в раздел «Маркировка товаров», в нем выбрать «Изделия из натурального меха». На странице необходимо отыскать сервис «Проверить код» и забить в поле для поиска номер с метки. В итоге станет понятно, легальный перед покупателем товар или нет.

Маркировка шуб

Изделия из меха маркируют с 2016 года

Лекарства проверяются посредством мобильного приложения «Проверка товаров», а со временем в аптеках будут установлены считывающие устройства — сканеры. Что касается табака, то будет разработано аналогичное приложение для смартфонов, через которое можно будет не только проверить продукцию, но и направить жалобу на контрафакт.

Что делать, если товар поддельный

Итак, проверив маркировку, покупатель выяснил, что перед ним контрафакт. Что делать? Варианта три:

  1. Приобрести или оставить у себя товар (если он уже куплен), несмотря на то, что он нелегальный. Однако надо понимать: если продукция подлежит обязательной маркировке, и проверка показывает, что он нелегальный (номера нет в базе), то невозможно доподлинно установить кто, когда, в каких условиях и из какого сырья его произвел.
  2. Отказаться от покупки / вернуть товар продавцу и получить обратно деньги (последнее не подходит для лекарств, поскольку они возврату и обмену не подлежат).
  3. Сообщить о контрафакте в Роспотребнадзор.

По словам Виктора Евтухова, планируется определить круг ведомств, которые будут отвечать за маркировку. Информация об этом будет размещаться непосредственно в торговых точках.

Планы на будущее

Обувь начнут маркировать уже в июне. Также сейчас обсуждается вопрос о том, возможно ли наносить маркировку на продукты питания. Если Минпромторг сумеет договориться с производителями, то начнется эксперимент по маркировке молочной продукции.