Легализация торговли спиртным через интернет — вопрос времени. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, этот процесс должен внедряться постепенно. Его нужно отработать и на чем-то испробовать, например, на вине в целом или напитках российского производства. По заявлению Дениса Мантурова, главы Минпромторга, в ведомстве надеются, что онлайн-торговля алкоголем будет разрешена еще до конца текущего года. Однако более реальный срок введения новшества — около полутора лет.

Мнение эксперта

Идею поддерживают и производители, и ритейлеры, и эксперты рынка. Глава ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что запрет на дистанционную продажу спиртных напитков следовало отменить уже давно. В последнее время велась активная охота за сайтами, реализующими алкоголь в обход правил. Генпрокуратура за несколько месяцев закрыла более 500 интернет-ресурсов, однако им на смену пришли новые. По словам Дробиза, после легализации незарегистрированные сайты исчезнут сами собой.

Эксперт также поведал, что законодательных барьеров для вывода онлайн-торговли алкогольными напитками в легальное русло нет. Есть согласие Роспотребнадзора, ФАС и Минздрава, утверждены основные документы, осталось согласовать второстепенные моменты. По прогнозу Вадима Дробиза, система полностью заработает через год или полтора.

Что от новшества ждут на рынке?

Одни участники рынка, в том числе глава Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович, считают, что новшество окажет существенное влияние на отрасль. И небольшие компании, занимающиеся реализацией алкоголя, и именитые производители смогут значительно улучшить свои продажи. Господин Попович, в частности, имеет в виду вина российского производства. Все предприятия, которые их выпускают, находятся на юге страны, и рядовому потребителю из северных или центральных регионов приобрести их продукцию сложно. Если дистанционная продажа будет легализована, любой желающий сможет купить вино, например, из Краснодарского края.

А вот Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли, настроен более пессимистично. По его мнению, особого роста продаж ждать не стоит. Исключение — элитный алкоголь, в том числе крепкий, а также известные качественные вина, которые продаются сетами. Господин Иванов приводит в пример мирового лидера дистанционной продажи алкоголя — английскую компанию, которая реализует преимущественно южно-европейские вина. Так вот, ее доля в Великобритании составляет от 3,5 до 4,5% рынка, хотя в этой стране онлайн-покупки пользуются огромной популярностью.

Возрастные ограничения

Проверка возраста покупателей при дистанционной реализации спиртных напитков будет проходить через специальную систему идентификации. Есть несколько вариантов ее реализации. Например, онлайн-магазины при оформлении покупки могут запрашивать у пользователя скан паспорта.