Отечественные производители заложили за 2016 год вдвое меньше виноградников, чем было запланировано Минсельхозом. Такие данные содержатся в справке о ходе реализации программы по развитию сельского хозяйства на период 2013–2020 годов. В остальных сферах госпрограммы не видно таких явных провалов — они, наоборот, показывают рост или несущественное падение.
Почему же виноградари не оправдали надежд Минсельхоза и не выполнили план? Ответ, как утверждает само ведомство, прост — это достаточно капиталоемкая отрасль. Инвесторы могут получить свою прибыль от вложений в виноградники самое раннее спустя 4 года. А это огромный срок для тех, кто ждет денег. К тому же средства на закладку виноградников — это еще не все затрат бизнесменов, поскольку нужны дополнительные вложения на уход за молодыми насаждениями.
Сейчас, в период экономического кризиса, инвесторы боятся за свои капиталы, которые и так долго окупаются. Виноградный бизнес — бизнес долгих денег. Все меньше инвесторов готовы вкладываться в него.
По словам Вадима Дробиза, руководителя исследовательского центра ЦИФРРА, винный рынок испытывает колоссальные потребности в отечественном винограде. Но бизнес пока к этому не готов. Минсельхоз поставил смелые планы — высадить 50 000 га виноградников к 2020 г. Но эксперт опасается, что этим плана сбыться не суждено, хотя уже сегодня рынку нужно в 2 раза больше.
Господин Дробиза подтверждает — виноградарство вкупе с виноделием является весьма дорогим бизнесом. Вложившись сегодня в виноградник, первые плоды своих инвестиций (в прямом смысле этого слова) предприниматель увидит только лет через 5. А окупится бизнес не ранее, чем через 9 лет. И сегодня навряд ли найдется много желающих осуществлять такие вложения.
Директор ЦИФРРА пояснил: как только виноградный бизнес нарастит объемы производства, цены на вино пойдут вниз, а значит, его продажи увеличатся. Уже сейчас половина российских производителей использует виноград местного производства для изготовления коньяка, вина и винной продукции. Так зачем кормить зарубежных производителей, если у нас есть свой виноград? Наше вино не уступает по качеству импортному, а цена почти вдвое меньше.
Согласно данным Федеральной Таможенной службы, ввоз в страну импортного винограда в 2016 году сократился на 52 тыс. т по сравнению с предыдущим годом. До начала прошлого года основным поставщиком была Турция — ее доход от этого превышал $120 млн в год. С 1 января 2016 года Россия не получает винограда из Турции, благодаря чему схема ввоза и структура поставщиков изменилась. Теперь виноград поступает из других стран: из Ирана, Чили, Индии и Молдавии.
При этом, по данным ФТС, сумма поставок вина и винных изделий в Россию за 2 предыдущих года не изменилась: 532 тыс. т в 2016 и 530 тыс. т в 2015 годах. На сегодняшний день самые крупные партии вина поступают из Италии, Франции и Испании.