В РАР разделят организации, которые работают в сфере производства и оборота алкогольной продукции, на несколько групп. В основу группировки ляжет ряд факторов, совокупность которых поможет специалистам определить, насколько организация склонна нарушать законодательство. Это следует из доклада главы ФСРАР Игоря Чуяна о деятельности возглавляемой им службы за прошлый год.

Суть нового подхода

Новая концепция управления рисками утверждена в конце прошлого года и рассчитана на период до 2020 года. Правила вводятся для более эффективной работы в плане контроля за организациями сферы.

На заседании коллегии РАР Игорь Чуян рассказал, что разработан ряд критериев, по которым компании сферы будут подразделяться на три уровня риска: высокий, средний и низкий. От того, в какую из этих групп попадет организация, будет зависеть частота ее проверки. Компании, отнесенные к низшей группе риска, будут проверяться не чаще, чем один раз в три года. Те же организации, которые войдут в группу высокого риска, могут ждать проверку раз в год. Факт отнесения предприятия к той или иной группе может быть обжалован.

Критерии оценки

Критерии, которые РАР будет учитывать в своих оценках, таковы:

  • соотношение отпускной цены и косвенных налогов (НДС, акциза);
  • как часто в прошлом организация допускала правонарушения;
  • насколько регулярно и полностью она платит налоги и отчитывается;
  • меняла ли она место своего нахождения;
  • как соотносится площадь ее складских помещений и объем оборота продукции.

В текущем году планируется проверить около 300 организаций. Что касается формы, то проверки будут как документарными, так и выездными.

Мнение экспертов

По словам Владимира Ионкина, исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли, риск-ориентированный подход к проверкам должен себя оправдать. Ведь контролировать отдельные компании, которые выказывают подозрительные признаки, гораздо проще, чем пытаться проверять всех. Единственный риск, на который он обращает внимание — при оценке могут быть учтены не все критерии.

Другой эксперт рынка, глава отраслевого исследовательского центра ЦИФРРА Вадим Дробиз, считает, что усилия контролирующих органов нужно сосредоточить в производственном сегменте рынка, а также в нелегальной рознице. По его словам, после введения системы ЕГАИС в белом сегменте розничной торговли нелегального алкоголя не осталось.

По мнению эксперта, при оценке рисков необходимо учитывать также географическую принадлежность компаний. Традиционно в таких регионах, как Подмосковье, Ленинградская область и Кавказ, нарушений в сфере производства и оборота алкогольной продукции было гораздо больше, чем в других субъектах России. Также показательным фактором служит то, что производитель спиртного затрачивает гораздо больше энергии и газа, чем ему требуется для производства учтенного объема продукции. Кроме того, по мнению Вадима Дробиза, проверкам должны подвергаться не только профильные торговые точки. Нередки ситуации, когда пункт нелегальной продажи алкоголя скрывается под законными вывесками, например, «Семена».

Между тем Росалкогольрегулирование — не первая служба, которая решила ввести риск-ориентированный подход. Например, в Роспотребнадзоре эта практика уже внедрена: все организации поделены на 6 уровней риска, от которых зависит частота проверок. Правда, согласно статистике, после внедрения такого подхода количество проверок существенно не изменилось.