Кассовая реформа в России движется по плану. Чуть более чем через месяц обзавестись ККТ должны плательщики ЕНВД и предприниматели на патентной системе. На рынке немало предложений от разных поставщиков кассовой техникой. Наряду с производителями и интеграторами, свои решения малому бизнесу предлагают и банки. Рассмотрим, чем кредитным организациям интересен этот рынок.

О потенциале малого бизнеса

Представители крупного и среднего бизнеса, а также часть малого, которая не попала под отсрочку, уже внедрили кассовые аппараты нового поколения. Теперь же очередь за небольшими компаниями и индивидуальными предпринимателями. К началу июля установить кассы должны плательщики ЕНВД и предприниматели на ПСН. Исключение сделано лишь для ИП, занимающихся услугами, а также тех, кто работает в торговле и общепите без привлечения наемного персонала. У них на внедрение кассовой техники есть еще год.

Предложения о внедрении онлайн-касс от банков активно начали появляться в последнее время, то есть именно ко второй волне реформы. Получается, что банки целенаправленно предлагают решения именно для малого бизнеса. Почему? Этот сегмент является для банков рискованным с точки зрения кредитования, ведь малые предприятия и ИП имеют более высокий риск разорения. В то же время малый бизнес для банков несет в себе большой потенциал.

В течение последних 20 лет сегмент малых фирм и ИП в России дает порядка 20% ВВП. Это гораздо меньше, чем в развитых экономиках. Например, в европейских странах эта доля составляет 50%. И российские власти стремятся догнать Европу по этому показателю. Во всяком случае в планах на ближайшие 6 лет значится увеличение количества занятых в малом бизнесе.

Сегодня статистика такова: в сфере розничной торговли и услуг действует не менее 3 млн компании, при этом 70% торгового оборота проходит через малые фирмы и ИП. Примерно 1/5 часть расчетов в сегменте малого бизнеса проходит через банковские карты. То есть проникновение эквайринга в эту часть рынка пока еще очень невелико.

Для банков это значит, что малые компании и предприниматели — потенциальные пользователи их услуг. Однако привлекать множество мелких клиентов довольно сложно — это требует больших затрат. А вот услуги, связанные с онлайн-кассами, сейчас в сегменте малого бизнеса востребованы, как никогда. И заполучив небольшие фирмы и ИП в качестве покупателей ККТ, банки получают готовую базу клиентов, которым затем можно предлагать эквайринг, РКО, платежные сервисы. То есть, по сути, через онлайн-кассы банки набирают себе клиентов для реализации им своих основных бизнес-продуктов.

Как банки делают это

Большинство банков предлагает малым клиентам кассовые аппараты сторонних производителей. Например, так поступает Альфа-Банк и «Тинькофф». А вот Сбербанк пошел дальше — его дочерняя компания «Эвотор» производит самрт-кассы, которые банк предлагает своим клиентам.

Альфа-Банк

Если говорить о ценах, то предложения таковы:

  • ККТ от Сбербанка стоят от 18 тыс. до 35 тыс. рублей;
  • ККТ от Альфа-Банка обойдется в сумму от 27,5 тыс. до 30 тыс. рублей;
  • ККТ от банка «Ак-Барс» — в сумму от 22 тыс. до 44 тыс. рублей;
  • ККТ от Модуль-Банка стоят от 15 тыс. рублей, но в комплекте нет фискального накопителя (необходимо приобрести отдельно).

Среди преимуществ для покупателей кассовых аппаратов у банков немаловажным является рассрочка платежа. Ведь речь о малом бизнесе, и выложить сразу по 3-4 десятка тысяч за каждый аппарат может не любой его представитель. Приобрести кассу в рассрочку можно, например, в Альфа-Банке — при сроке полгода касса обойдется примерно в 5 тыс. рублей в месяц.

Еще одно новшество последнего времени — аренда ККТ. Такая услуга есть в Сбербанке. За сумму от 1,3 тыс. до 2,9 тыс. в месяц в зависимости от выбранного пакета клиент получает готовую к работе кассу «Эвотор».

Сопутствующие услуги

Как мы отметили выше, банку интересно не столько один раз продать кассу клиенту, сколько удержать его в качестве потребителя банковских услуг. В первую очередь, это расчетно-кассовое обслуживание и эквайринг. Что же интересного кредитные учреждения предлагают малому бизнесу?

В частности, у Банбанка есть решение для эквайринга на базе «умных» касс через модуль пинпад, который подключается к ККТ через драйвер. При этом внедрить эквайринг предприниматели могут на специальных условиях (действуют пониженные комиссии). Таким образом, приобретение ККТ в банке позволяет бизнесменам не только выполнить требования закона 54-ФЗ, но получить дополнительные плюсы в виде льготного эквайринга или РКО.

Бинбанк

А вот «Тинькофф» поставил цель сформировать удобную экосистему для своих бизнес-клиентов. Идея в том, чтобы все необходимы услуги были доступны «в одном окне». С этой целью банк в ближайшее время планирует расширить линейку предлагаемой ККТ, включив в нее как более простые, так и продвинутые аппараты.

Дополнительные возможности для банка

Современные кассы являются не только инструментом контроля, но и помощником предпринимателей. Они помогают сделать бизнес эффективнее, следить за ассортиментом и персоналом. Но полезны онлайн-кассы и для банков, которые их предлагают. Они дают как минимум три преимущества:

  1. Делают прозрачными операции клиента для банка. В итоге банк видит, в каком состоянии находится бизнес, и может принять более взвешенное решение о кредитовании.
  2. Делают возможными кросс-продажи. Например, в Сбербанке взять кассу в аренду могут только клиенты, заключившие договор с банком на эквайринг.
  3. Становятся точкой входа бизнесменов в банк. Обычные граждане используют для общения с банком смартфон или компьютер, а бизнесмены — онлайн-кассу.

Итак, онлайн-касса становится тем инструментом, который позволяет банкам массово заполучать клиентов из малого бизнеса. Структура их деятельности становится прозрачной, что дает банкам возможность предлагать востребованные продукты и развивать свой бизнес в этом сегменте.