С 1 июля текущего года к системе ЕГАИС обязаны были присоединиться магазины в российских селах. Однако удалось это далеко не всем. Сельские бизнесмены, которые не могут подключить систему по объективным причинам, вынуждены отказываться от продажи алкоголя. Так, в Свердловской области 170 торговых точек, расположенных в сельских поселениях, сдали свои алкогольные лицензии.

Проблемы ЕГАИС на селе

Тревогу забила Елена Артюх, уполномоченный по защите прав предпринимателей Свердловской области. В ходе пресс-конференции в Уральском региональном информационном центре бизнес-омбудсмен заявила, что причины отказа от лицензий две:

  • у торговых точек нет технической возможности подключить интернет;
  • у предпринимателей нет достаточного количества средств на приобретение оборудования для ЕГАИС.

Елена Артюх также добавила: алкоголь в сельских магазинах востребован настолько, что их доход напрямую зависит от его реализации. Очевидно, что после его пропажи с прилавков спрос никуда не денется. Вероятно, он будет удовлетворяться из-под полы.

Бизнес-омбудсмен полагает, что необходимо изменить закон о ЕГАИС. Региональные власти должны иметь возможность самостоятельно устанавливать территории, внедрение системы на которых невозможно по техническим причинам. Такие правила установлены для онлайн-касс, которые стали обязательными также с 1 июля 2017 года. Взаимодействие новых ККТ с сервером ФНС, как и работа с системой ЕГАИС, требует наличия интернет-соединения. И было бы логично предположить, что технические сложности должны учитываться и при работе с кассами, и при работе с ЕГАИС. Но на практике получается, что сельский магазин, который освобожден от обязанности установить онлайн-кассы из-за отсутствия интернета, в то же время обязан отчитываться в ЕГАИС, если продает спиртное.

Пояснение. Закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» позволяет не применять новые ККТ, работающие через интернет, в местностях, отдаленных от сетей связи. Такие местности устанавливаются в соответствии с критерием численности населения — менее 10 тыс. человек. Органы государственной власти регионов должны составить и опубликовать списки таких территорий.

Мнение местных властей

Глава межрегионального Управления ФСРАР по Уральскому федеральному округу Юрий Чащин заявил, что по проблемам, озвученным Еленой Артюх, проводились проверки. Они показали, что не все так однозначно. Получилось, что на территории одного и того же поселения у одного магазина якобы были сложности с проведением интернета, а у других трех — не было. Поэтому, считает господин Чащин, к разбору таких случаев нужно подходить индивидуально.

Ситуацию прояснила замминистра местного АПК Светлана Островская — все дело в законодательных нестыковках и особенностях административно-территориального деления. Например, есть крупное село с доступом к интернету, а вокруг него несколько небольших деревень, в которых интернет отсутствует. Однако все эти территории считаются одним райцентром. А с точки зрения закона, раз в райцентре есть интернет, то все относящиеся к нему магазины, в том числе расположенные в небольших деревнях, должны работать с ЕГАИС. Если устранить неточности в формулировках и нестыковки в законе, указанных выше проблем можно избежать.

Для справки. По информации бизнес-омбудсмена Свердловской области, в более 2 тыс. населенных пунктах региона отсутствует техническая возможность подключения интернета.