По новым правилам интернет-магазины должны применять ККТ при каждой покупке, в том числе при оплате онлайн. И сразу же выдать чек покупателю, а также направить его в ФНС через ОФД. Просто поставить в офисе или на складе обычный кассовый аппарат не выйдет — он требует участия кассира и выбивает чеки только в течение рабочего дня. Но онлайн-магазины обычно работают без ограничения по времени, следовательно, обязаны обеспечить передачу чеков круглосуточно. Поэтому для онлайн-торговли существуют особые решения, о которых поговорим сегодня.

Когда в интернет-магазине нужна касса

При любом приеме денежных средств от физических лиц через интернет требуется применять кассовый аппарат. Это касается и розничных интернет-магазинов, имеющих соответствующий ОКВЭД, и тех, кто, например, реализует услуги и принимает оплату онлайн. Из пояснений Министерства финансов следует, что пока без кассы могут работать те субъекты, которые не были обязаны выбивать чеки до 1 июля 2017 года, но лишь при условии, что они не принимают оплату ни наличкой, ни платежными картами, в том числе через интернет. Трудно представить себе интернет-магазин, который соответствует таким условиям. Поэтому на практике применять кассы приходится сегодня всем, кто принимает оплату онлайн.

Есть одно исключение — это магазины, которые сотрудничают с платежными агентами. Таковыми являются, например, Почта России, а также многие курьерские службы и пункты выдачи интернет заказов. Таким образом, если интернет-магазин сам не занимается приемом оплаты (в том числе через интернет), а перепоручает это платежному агенту, то кассовый аппарат он может не устанавливать.

Если речь идет об интернет-торговле, кассовый чек не печатается, а передается в электронном виде на email покупателя или направляется ему SMS-сообщением. Среди прочих реквизитов в фискальном документе обязательно указывается время расчетов и интернет-адрес сайта, через который произведена покупка.

Для обеспечения работы онлайн-магазина рынок предлагает несколько готовых решений.

Касса как сервис

Один из вариантов — воспользоваться сервисом аренды онлайн-касс от производителя кассового оборудования АТОЛ или компании Orange Data. Принцип похож на покупку услуг хостинга, только вместо серверов — кассовые аппараты. Магазин арендует кассу и приобретает к ней фискальный накопитель. Затем производится настройка работы арендованной ККТ с сайтом магазина. После этого формирование чеков и их отправка в ОФД и покупателю производится автоматически.

На сегодняшний день стоимость аренды одной онлайн-кассы у АТОЛ составляет 3000 руб. в месяц, при увеличении их количество цена снижается. Фискальный накопитель на 13 месяцев в предложении от АТОЛ стоит 5200 рублей. Отдельно оплачивать договор с ОФД не нужно — он включен в стоимость. Сервис Orange Data предлагает сопоставимые цены.

Для пользователей продуктов от «1С»

Знаменитый разработчик предлагает два варианта применения касс в интернет-магазинах. Понятно, что оба они завязаны на его продукты.

Для тех, кто ведет учет в «1С»

Крупные интернет-магазины, у которых есть и точки розничной реализации, вполне возможно, уже интегрированы с «1С». В этом случае все довольно просто:

  • покупается касса и фискальный накопитель;
  • заключается договор с ОФД;
  • производится регистрация кассы в ФНС;
  • аппарат подключается к системе учета 1С;
  • доустанавливается необходимое программное обеспечение;
  • производятся соответствующие настройки в 1С и на сайте магазина.

Если магазин работает на «1С-Битрикс»

Магазинам, которые работают на популярном движке «1С-Битрикс: Управление сайтом» будет удобно воспользоваться бесплатным приложением «1С-Битрикс.Кассы». В этом случае кассовый аппарат размещается непосредственно в магазине и подключается компьютеру. Устанавливаются дополнительные драйвера и упомянутое приложение, затем производятся настройки кассы. Аппарат будет работать в круглосуточном режиме, а чеки — пробиваться в момент расчета. Таким образом, все требования закона 54-ФЗ будут исполнены. Через одно приложение можно подключить несколько экземпляров ККТ.

Облачные решения

Сегодня существует немало различных сервисов, которые предлагают облачные решения для бизнеса, в том числе и услуги по приему оплаты. Если они являются платежными агентами, то покупателям интернет-магазина они должны выдавать чеки от своего имени. При этом самому магазину не нужно покупать реальную кассу или арендовать ее онлайн, проводить сложную интеграцию, регистрировать ККТ в ФНС и подключаться к ОФД. Все что нужно сделать — заключить договор с таким платежным агентом, который будет принимать оплату онлайн за интернет-магазин. За свои услуги такие сервисы берут комиссионные в размере 3-6% от суммы платежа (зависит от сервиса, оборотов, конкретных средства платежа).

Обратите внимание, речь в данном случае идет не о платежных агрегаторах типа Яндекс.Касса или Robokassa, а именно о платежных агентах. Они предлагают комплексное решение по эквайрингу с дальнейшей отправкой фискальных данных на сервер ОФД.

Что выбрать?

Как видим, существует несколько решений. Перед тем, как сделать выбор, следует все тщательно взвесить и просчитать.

Если касса нужна и для интернет магазина, и для точки розничной продажи, можно использовать один аппарат, интегрировав его с учетной системой. Для популярных в России продуктов от «1С» существует готовое решение.

Если необходимо приобрести для онлайн-продаж отдельную кассу, то аппарат интегрируется с системой управления сайтом. Такая ККТ может не иметь модуля печати чеков. Для сайтов, которые работают на «1С-Битрикс», существует бесплатное приложение. Вероятно, подобные готовые решения есть и для других CMS.

Тем, кто не желает приобретать ККМ, можно рассмотреть целесообразность использования арендованной кассы. Однако стоимость такого решения нельзя назвать низкой — она сравнима с приобретением нового кассового аппарата каждый год. Как вариант, можно воспользоваться услугами платежных агентов, которые за определенный процент от оборота магазина возьмут всю заботу о кассах и чеках на себя.