Спиртные напитки собственных торговых марок ритейлеров становятся все популярнее. Благодаря их главному преимуществу — дешевизне — в минувшем году спрос на них в несколько раз опередил рынок. Такие данные приводятся в исследовании компании Nielsen.

Статистика продаж

В цифрах ситуация обстоит следующим образом. Алкогольный рынок в целом в натуральном выражении вырос на 1,3%, а в денежном — на 5,9%. При этом спрос на собственные торговые марки (СТМ) сетей вырос на 18,7% в натуральном и 41, 4% — в денежном выражении. Получается, что за прошедший год доля СТМ в общем объеме реализованного алкоголя составила 5,9% и 3,2% соответственно в натуральном и денежном выражении.

Отметим, что в исследовании из крепкого алкоголя не приняла участие водка, а вот игристое вино, напротив, было в него включено.

Мнения представителей торговых сетей

В каждой конкретной сети реализация алкоголя под собственными марками показывает разную динамику. Например, в «Дикси» отметили, что уровень продаж «своего» алкоголя остался таким же, как в 2015 году. По словам представителя сети, алкогольная продукция СТМ стоит на 30–40% дешевле аналогичной. Представитель «Перекрестка» подтвердил выводы исследования Nielsen, заметив, что население продолжает переходить на более доступные продукты питания, и алкоголь не является исключением. Однако что касается конкретно «Перекрестка», то в этой сети в большем приоритете ни СТМ, а собственный импорт вина. Позитивную динамику подтвердили и в «Ленте» – по итогам первой половины прошлого города рост продажи алкогольных напитков собственных торговых марок сети увеличился почти на треть по сравнению с тем же периодом 2015 года.

Комментарии экспертов

По мнению Вадима Дробиза, руководителя отраслевого исследовательского центра ЦИФРРА, в среднем разница в цене между алкогольными брендами и напиткам СТМ составляет порядка 10%. По его словам, во всем мире спрос постепенно смещается в сторону собственных торговых марок. А вот в России этот процесс только начинается – пока в большинстве случаев покупатель выбирает именно брендовые алкогольные напитки.

По словам Марины Лапенковой, директора по работе с глобальными компаниями Nielsen Россия, упаковка алкогольных напитков СТМ часто не содержит каких-либо упоминаний торговой сети, которой они принадлежат. Таким образом, зачастую выбор алкоголя СТМ покупатель делает неосознанно, ориентируясь только на цену.