С 1 июля все розничные магазины, расположенные в городах России, должны передавать в ЕГАИС информацию о закупках и реализации спиртных напитков. По данным Росалкогольрегулирования, к моменту введения обязательной фиксации продаж к системе подключились около 95% всех торговых предприятий. Не вошедшие в это число магазины либо находятся на стадии ликвидации, либо действие их лицензии приостановлено.

Мнение эксперта

По словам Вадима Дробиза, директора отраслевого исследовательского центра ЦИФРРА, отдельные магазины, которые пока не передают данные в ЕГАИС, могут занять выжидательную позицию. Их владельцы решили посмотреть, как пройдет внедрение системы у конкурентов. Разумеется, в это время продавать алкоголь они не будут — прикроют витрины. Он отметил, что сам факт отсутствия в системе данных из магазина не является правонарушением. Наложение санкций последует лишь тогда, когда магазин будет пойман на реализации спиртных напитков в обход ЕГАИС. Кроме того, Дробиз считает, что рознице следует дать срок хотя бы до октября на отладку работы в системе.

Как готовились к внедрению ЕГАИС розничные сети

О том, как магазины подготовились к внедрению системы, рассказали в пресс-службе ГК «Дикси» (сети «Дикси», «Виктория»,«Мегамарт»). Все магазины группы компаний к началу введения отражения реализации спиртного в ЕГАИС подготовились вовремя. Этого удалось добиться благодаря поэтапному подключению, в ходе которого решались возникающие трудности. Пришлось не только обзавестись 2D сканерами и обучить сотрудников работе с системой, но также внести корректировки в сотрудничество с контрагентами в части логистики.

Основной сложностью, с которой столкнулись в ГК «Дикси», называют считывание акцизных марок — этот процесс иногда происходил достаточно медленно. Однако в тестовый период были приняты меры совместно с регулятором, и теперь считываемость марок приближается к 100%. Время на проведение бутылки через кассу осталось таким же, как было до внедрения ЕГАИС.

Особенности системы в общепите

Система ЕГАИС обязательна для применения не только оптовиками и розничными магазинами, но также барами, кафе, ресторанами и прочими заведениями общепита, отпускающими алкоголь. Однако для них сделаны существенные послабления — фиксировать необходимо только закупку. Вместо отражения в системе факта реализации, кафе и бары должны лишь вести специальный журнал. Такие же условия предусмотрены для торговцев пивом и слабоалкогольными напитками, в том числе для магазинов, если в них не продается более крепкого спиртного.

По мнению Марины Чагиной, главного бухгалтера пивной сети SПб, для заведений общепита система принесла с собой и плюсы, и минусы. Преимущество ЕГАИС заключается в удобной отчетности: теперь чтобы сформировать декларацию после принятия накладных от поставщиков достаточно нажать одну кнопку. Сложность же в том, что действия барменов по заполнению журнала приходится контролировать — это стало новый головной болью управляющих. А их, в свою очередь, должна контролировать бухгалтерия — объем закупленной продукции должен соответствовать реализованной с учетом остатка.

Еще одна сложность связана со спецификой реализации в общепите и естественной убылью продукции, в частности, пива. Оно поставляется в кегах и продается в течение нескольких дней. Однако в журнале на момент вскрытия кега сразу фиксируется весь объем продукции. При этом часть напитка может попросту скиснуть и отправиться на списание, но в журнале этот объем будет числиться как проданный. Марина Чагина посетовала на то, что пока непонятно, как следует подавать отчет о списанных остатках.