В ночь на среду, 20 декабря, произошел массовый сбой в работе кассовой техники. С проблемами столкнулись крупные сети автозаправочных станций по всей России. Кроме того, пострадали магазины торговых сетей «Магнит», «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель», «Магнолия». Из-за отказа кассовой техники работу некоторых торговых точек пришлось полностью прекратить. Проблема не обошла стороной и онлайн-бизнес, о чем СМИ сообщили в Ассоциации компаний интернет-торговли.

Суть проблемы и ее последствия

Суть сбоя состояла в том, что онлайн-кассы перестали передавать данные в ФНС. Остроты проблеме добавило и то, что случилось все это в ночное время. Бизнесмены обеспокоены тем, почему это произошло. Кроме того, возникает вопрос — как быть в подобных ситуациях? ФНС оперативно дала разъяснения по этим вопросам. Утром того же дня вышло письмо заместителя главы службы Даниила Егорова, предназначенное для региональных управлений.

Сбой затронул технику производителя ООО «Штрих-М», а также связанных с ним обществ ООО «РР-Электро», ООО «Тринити» и ООО «НТЦ «Измеритель». Ошибка была вызвана программным кодом кассового оборудования. Таким образом, вины пользователей в том, что они отпускали продукцию без применения ККТ, в такой ситуации нет. А значит, пояснили в ФНС, к ответственности за это субъекты привлекаться не будут. Это касается в том числе и реализации алкогольной продукции.

Также поясняется, что после того, как кассы заработали, пользователи должны сформировать кассовый чек коррекции и отразить в нем общую сумму неучтенной по ККТ выручки.

ККТ "Штрих-М"

Сбой затронул аппараты производителя «Штрих-М»

Что именно произошло

Это стало первым значимым инцидентом с онлайн-кассами с момента их обязательного применения, который наступил 1 июля 2017 года. Как пояснили представители рынка, «Штрих-М» является одним из крупнейших игроков с долей порядка 30%. Но проблемы 20 декабря коснулись далеко не каждого аппарата производителя.

Дело в том, что в программном коде ККТ «Штрих-М» содержались недочеты, которые должны были быть автоматические устранены при переходе на новую версию программного обеспечения. Запланировано это было на ночь 20 декабря. Все аппараты, на которых было включено автоматическое обновление ПО, были успешно перепрошиты и не дали сбоя. Передавать же данные перестали те ККМ, на которых было отключено автоматическое обновление. В «Штрих-М» пояснили, что отключить обновление можно только вручную — по умолчанию оно включено.

Другие производители кассовых аппаратов проверили свое программное обеспечение с целью выявить подобную ошибку. Поэтому повторения массового инцидента не ожидается.

По сообщению Group-IB​, специализирующейся на киберпреступлениях, сбой в работах касс не был следствием их взлома.

Комментарий представителя «Штрих-М» по поводу сбоя:

Кто ответит рублем

Ежемесячный оборот розничной торговли в России составляет примерно 2 трлн рублей. В день это более 66 млрд рублей и 100 млн кассовых чеков. Сутки простоя одного небольшого магазина шаговой доступности стоят примерно 300 тыс. рублей. Таким образом, упомянутый сбой мог привести к большим потерям розничных магазинов. Могут ли они рассчитывать на возмещение?

Юристы советуют обратить внимание на договор между покупателем и производителем ККТ. Если в нем отсутствует положение, снимающие с производителя ответственность за работу техники на устаревшем ПО, то у магазинов есть шансы взыскать убытки. С другой стороны, российская судебная практика такова, что суды крайне неохотно взыскивают упущенную выгоду. Под этим понимаются денежные средства, которые магазин мог бы заработать при отсутствии сбоя ККТ.

Пока претензий к «Штрих-М» никто не предъявил. Однако будет ли компания возмещать убытки в случае их появления, неизвестно — представитель «Штрих-М» отвечать журналистам на этот вопрос отказался.

Как быть потребителям

При сбое 20 декабря кассы продолжали выбивать чеки — проблемы коснулись лишь их отправки в ФНС. Поэтому покупатели свои фискальные документы все же получили. Если по какой-то причине этого не происходит, то можно воспользоваться советами Роспотребнадзора: фиксировать факт покупки на фото и видео, требовать выдачу товарного чека. Особенно это актуально при покупке дорогостоящего товара.

При отсутствии кассового чека проблемы могут возникнуть в случае необходимости сдать товар обратно — магазин может в этом отказать. В таком случае покупатель вправе обратиться в суд. Однако придется привлечь все возможные доказательства, в том числе показания свидетелей, чтобы убедить судьей, что тсутствие чеков вызвано именно кассовым сбоем.