Середина текущего года ознаменовалась в алкогольной отрасли введением в действие для всех звеньев торгово-производственной цепи системы ЕГАИС. До этого обязанность применения системы вменялась производителям и оптовым торговцам. С 1 июля работать через ЕГАИС обязаны и розничные магазины российских городов. На сегодняшний день вне системы остались магазины сельских поселений, а также Крыма и Севастополя — для них обязательный срок сдвинут на 1–2 года.
Опасения участников рынка
Перед тотальным внедрением ЕГАИС звучали самые разные мнения. Одни говорили, что это приведет к коллапсу алкогольного рынка, как случилось 10 лет назад, когда систему пытались внедрить в первый раз. Однако ничего такого не произошло — ЕГАИС заработала в штатном режиме. Конечно, без отдельных сбоев не обошлось. Как отмечают эксперты, в основном они были связаны с накладками технического характера, в частности, с проблемой взаимодействия программного обеспечения, установленного в компаниях, и информационной системы ЕГАИС. Другой причиной сбоев стал так называемый человеческий фактор — недостаточная подготовка сотрудников компаний, которые осуществляли работу через ЕГАИС. По словам экспертов, именно обучение работников бухгалтерии стало наиболее трудоемким процессом в рамках внедрения системы.
Эксперты, которые осуществляют бухгалтерское и юридическое обслуживание розничных магазинов, торгующих в том числе алкоголем, отмечают, что все основные неполадки удалось «утрясти» в течение первого месяца функционирования ЕГАИС.
Еще одна сложность, о которой говорили до внедрения системы, связана с самим процессом подключения. Некоторые участники рынка опасались, что этот процесс станет непосильным финансовым бременем для небольших компаний. Между тем в среднем подключение к ЕГАИС составило порядка 5000 рублей. В эти затраты входит изготовление электронной подписи и Криптоключа. Также пришлось потратиться на специальные сканеры штрих-кодов. Кроме того, многие компании, не разобравшись самостоятельно с технической стороной вопроса (хотя подробная инструкция была выложена на сайте ФС РАР заблаговременно), предпочли обратиться к специалистам-интеграторам. На это они потратили в среднем 10000-60000 рублей. Также на первоначальном этапе работы системы было довольно существенное количество случаев, когда оборудование не сканировало информацию со штрихкода. В этом присутствует вина производителей, которые решили сэкономить на печатном оборудовании. В результате компаниям порой приходилось менять сканеры на более чувствительные — а это снова расходы. Однако в целом, по мнению экспертов, внедрение ЕГАИС не стало непосильной ношей даже для малых предприятий.
А вот для отдельных производителей ЕГАИС стал очередным событием в ряду административных запретов. Так, компания «Объединенные пивоварни Хейнекен» объявила о сокращении числа своих предприятий. В целом за последние несколько лет было закрыто 11 заводов. Причиной послужило многократное увеличение акцизов, множественные запреты в сфере продажи алкогольных напитков, а также внедрение ЕГАИС.
Что говорили эксперты
Эксперты же возлагали на ЕГАИС большие надежды в плане отсечения контрафактного и суррогатного алкоголя от легальной розницы. Среди тех, кто придерживался мнения о том, что систему надо запускать, несмотря на все риски — глава исследовательского центра ЦИФРРА Вадим Дробиз. По его словам, выиграли от этого и потребители, которые сегодня могут без опасений покупать спиртное в магазинах, и государство, увеличившее доходы от акцизных поступлений. Кроме того, по мнению Дробиза, ЕГАИС поспособствует решению некоторых проблем с коррупцией в алкогольной отрасли.
ЕГАИС и общепит
Общепит также почувствовал на себе последствия внедрения ЕГАИС. Многие представители алкогольного рынка отмечают важные изменения в законодательстве, в частности, запрет на продажу в ресторанах, кафе и барах спиртного в закрытой таре. Покупатель может употребить напиток, купленный в заведении общепита, только «на месте». Другими словами, со времени введения ЕГАИС функционирование заведений в режиме «бар-магазин» стало запрещено, а нарушителям грозит потеря лицензии.
Это нововведение закрыло лазейку в законе, которой пользовались недобросовестные предприниматели для продажи спиртного по ночам. Получив лицензию на торговлю алкогольной продукцией, бизнесмены открывали по тому же адресу кафе, бар, рюмочную и так далее. Формально это было заведение общепита, которое могло реализовать горячительные напитки без ограничения по времени — закон 171-ФЗ это позволяет. А по факту это «ночное кафе» являлось ничем иным, как обычным магазином.
В заключение отметим нововведения, которые ждут сферу в наступающем году. Наконец-то изменятся правила получения лицензии — с 31 марта для магазинов и общепита будут введены разные ее виды. По мнению экспертов рынка, в результате затраты на лицензирование сократятся, а это позитивно скажется на стоимости продукции. Особенно, это важно для заведений общепита и магазинов в небольших населенных пунктах, которые пока платят за лицензию по тем же тарифам, что и фешенебельные московские рестораны.