Оглавление
Сухим алкоголем называют порошкообразное спиртосодержащее вещество, которое при разбавлении водой превращается в спиртовой раствор определенной крепости. Его изобретатель — американская компания Lipsmark LLC — позиционирует свой продукт как основу для создания различных алкогольных коктейлей. Кроме того, несколько порций хмельного порошка удобно взять с собой на природу или в поездку — по сравнению с бутылкой классического напитка он занимает меньше места и гораздо легче.
Потенциально опасный порошок
Однако большая часть штатов США и Европейский союз запретили на своей территории производство и оборот сухого алкоголя. Это связано с тем, что, во-первых, действие субстанции на организм человека изучено недостаточно, а, во-вторых, употребление такого порошка крайне сложно контролировать. Американские и европейские власти опасаются, что сухой алкоголь может получить распространение среди детей и подростков.
Мнение российских властей
Российские законотворцы в целом разделяют опасения зарубежных коллег. Однако поправки в нормативные акты, которые запретят распространение новой субстанции в России, повисли в коридорах власти. Законопроект, предложенный Мособлдумой, который должен изменить закон № 171-ФЗ, никак не могут принять.
По мнению авторов законопроекта, потребитель может проигнорировать рекомендации производителя и по своему усмотрению изменять дозировку или способ применения сухого алкоголя. Например, не разбавлять порошок, а употреблять его сухим или вдыхать. Как это повлияет на организм человека неизвестно — субстанция в России не исследовалась. Поэтому она является потенциально опасной для здоровья. К тому же небольшие упаковки порошка будет легко проносить туда, где употребление алкоголя запрещено.
Судьба законопроекта о запрете сухого алкоголя
Документ уже получил принципиальную поддержку со стороны правительства, однако Кабинет министров потребовал уточнить понятие «порошкообразный алкоголь» и конкретизировать меры борьбы с его распространением. Одобрил законопроект и комитет Госдумы по экономической политике. Он вынес депутатам рекомендацию принять документ в первом чтении, но также потребовал его доработать.
Последним в судьбу законопроекта вмешалось государственно-правовое управление при президенте. В результате его замечаний Роспотребнадзор внес очередные поправки, которые вводят за оборот сухого алкоголя штраф в размере до полумиллиона рублей. Параллельно с этим вносятся соответствующие поправки в КоАП.
Анна Попова, глава Роспотребнадзора, направила обращение в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, в котором выразила просьбу согласовать документ до 10 апреля. Однако, по информации СМИ, документ до сих пор не согласован. Таким образом, введение запрета на сухой алкоголь в России вновь откладывается.
Американский производитель нацелился на российский рынок
Несмотря на запрет в 29 штатах США, Lipsmark к лету текущего года планирует запустить производство сухих алкогольных напитков в Скоттдэйле (Аризона). Уже разработана рецептура для изготовления водки, рома и нескольких популярных коктейлей, в настоящее время настраиваются производственные мощности.
По словам представителя компании, российский рынок вызывает у нее немалый интерес. Запрета на продажу сухого алкоголя пока нет, а спрос есть. Сейчас как раз осуществляется поиск местного представителя. Что касается введения запрета, в Lipsmark уверены: это приведет лишь к тому, что их продукция будет продаваться на черном рынке. Лучшее, что могут сделать законодатели — регулировать продажу порошкообразного алкоголя и взимать с нее налоги.
Представитель американской компании также заявил, что отечественным производителям не стоит опасаться конкуренции со стороны Lipsmark — сухой алкоголь не сможет вытеснить традиционный. Более того, они могут разнообразить свою продукцию и выпускать алкогольный порошок сами. А дело это, согласно данным Lipsmark, весьма выгодное. Себестоимость одной порции порошка (14 граммов алкоголя) составляет всего 10 центов. В Америке один пакетик, рассчитанный на три напитка, стоит менее 5 долларов, что дешевле, чем цена трех аналогичных напитков в баре.