Единая государственная автоматизированная информационная система для учета алкогольной продукции (ЕГАИС) заработает в полную силу совсем скоро. Оптовые торговцы были обязаны подключиться к ней уже к 1 января 2016 года, у розницы же на это время еще есть. Как же устроена новая система? Способна ли она в действительности защитить российский рынок от поддельного алкоголя? Попробуем разобраться.

Каждая бутылка на контроле

По сути ЕГАИС — гигантская база данных, в которую вносится информация о каждой бутылке спиртного, произведенной в России или завезенной из-за границы. То, как работает система на практике, можно уже сейчас увидеть в некоторых магазинах из числа подключившихся.

Хотя, если честно, именно увидеть это практически невозможно — для покупателя не изменилось ровным счетом ничего. Кассир по-прежнему сканирует штрихкод бутыли, правда, процесс длится на несколько секунд дольше. Помимо штрихкода, сканируется акцизная марка — вот тут-то и происходит проверка продукции на подлинность! Кассовый аппарат обращается к базе ЕГАИС и проверяет, есть ли в ней соответствующая акцизная марка. Если она обнаружена — все в порядке! Значит, бутылка с напитком произведена либо ввезена в страну легально, и сделка купли-продажи может состояться. Если же нет — значит, акцизная марка поддельная, продукт нелегальный и приобрести его покупатель попросту не сможет.

Таким образом, главное назначение ЕГАИС — оградить российского потребителя от контрафактной алкогольной продукции. По мнению представителей Росалкогольрегулирования, система должна с ней успешно справиться. Помощник руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Екатерина Приезжева советует потребителям в целях недопущения покупки поддельного спиртного в первую очередь узнавать в торговых точках, подключились ли они к новой системе. Факт внедрения ЕГАИС послужит гарантией того, что покупатель получит легальный продукт соответствующего качества.

Новые условия работы для продавцов

В канун Нового года появилась информация о том, что предстоящие праздники многие россияне вынуждены будут встречать без алкоголя на столе. Виновницей называлась новая система ЕГАИС, которую необходимо срочно внедрить всем магазинам и барам, иначе они не смогут отпускать алкоголь. Сообщалось также, что для розничных точек подключение к новой системе — непосильное финансовое и техническое бремя, с которым смогут справиться не все.

Однако, как показало время, без шампанского к празднику никого не оставили — розничным магазинам дали отсрочку до лета, чтобы они максимально комфортно адаптировались к новым условиям торговли. Зампред правительства Александр Хлопонин склонен считать информацию о сложности внедрения ЕГАИС не самым красивым маркетинговым ходом, который предприняли торговцы для еще большего усиления спроса перед новогодними праздниками. Таким образом они надеялись распродать (и, вероятно, распродали) неликвидные остатки алкогольной продукции, скопившиеся на складах.

По словам профессионалов алкогольного рынка, во внедрении ЕГАИС особых сложностей нет — это чисто технический процесс. К тому же, у розничных точек на внедрение и отладку системы есть время до 1 июля текущего года. Более того, как заявили в правительстве, в начале применять санкции за возможные ошибки работы с системой не планируется. А ошибки, конечно же, будут — к этому власти готовы. Но они заинтересованы не столько в наказании невнимательных торговцев, сколько в том, чтобы ЕГАИС начала функционировать повсеместно, а переход на нее прошел безболезненно.

К слову, внедрить информационную систему учета алкогольной продукции в стране пытаются уже 10 лет. Первый раз система заработала в автоматическом режиме 1 июля 2006 года, но ее старт был неудачным. Причиной тому было несовершенное программное обеспечение, которое привело к многочисленным сбоям на сервере, что едва полностью не парализовало рынок. Так правильная идея из-за неудачной реализации обернулась дефицитом товара, а также финансовыми потерями как компаний из сферы производства и продажи алкоголя, так и из смежных отраслей. Хочется надеяться, что разработчики ЕГАИС учли прошлые ошибки, и ее полное внедрение принесет на алкогольный рынок только положительные изменения.