По итогам третьего квартала текущего года Россия существенно сократила импорт алкогольной продукции. Причиной тому стала возникшая летом нехватка акцизных марок нового образца. Не ждет ли россиян дефицит импортного алкоголя в преддверии новогодних праздников? Эксперты успокаивают и говорят о том, что запасов ввезенного спиртного достаточно. Более того, в текущем квартале импортеры активизировались, так что до конца года есть все шансы не уйти «в глубокий минус» и по статистическим показателям.

Проблема возникла летом текущего года, когда марки старого образца подошли к концу, а новые еще не были напечатаны. Виновата, как всегда, бюрократия – чиновники слишком долго тянули с объявлением тендера на производство новых марок. Таким образом, большинство импортеров получили их только в сентябре, а не в июле. И это, конечно же, не могло не сказаться на динамике импорта.

В результате ввоз алкоголя в третьем квартал просел весьма существенно: виски — на 41%, рома — на 61,4%, столовых вин — на 25,6%, игристых — на 13,4%, вермутов — почти вдвое. Это следует из статистики Федеральной таможенной службы.

В прошлом году импорт этих напитков также падал, причем рекордными темпами. Ввоз самого популярного напитка иностранного производства – виски – сократился более чем на 22%, а прочие товары этой категории – ром, тихие и игристые вина – показали отрицательную динамику в пределах 32–35%.

Однако по итогам первых шести месяцев текущего года импорт стал расти, что эксперты связали с некоторым укреплением курса рубля. Но показатели третьего квартала полностью изменили расстановку сил. Удастся ли сегменту продемонстрировать положительную динамику по итогам года? Вопрос сложный, но шансы есть, — считают представители рынка.

Так, президент виноторговый группы МБГ Елена Фомина рассказала, что ее компании удается приблизиться к показателям прошлого года. Как только марки были получены, импорт алкоголя возобновился в большом объеме, чтобы восполнить возникший дефицит. Фомина отметила, что в абсолютном значении, то есть по количеству ввезенных бутылок, в плюс выйти не удалось. Зато в денежном выражении была достигнута положительная динамика. Глава компании связывает это с возвратом интереса покупателей к импортным напиткам.

Вадим Дробиз, директор отраслевого исследовательского центра ЦИФРРА, прогнозирует, что по итогам года сильного проседания по импорту быть не должно. Оптимистично настроен и президент виноторговой компании Simple Максим Каширин. По его мнению, уже в текущем квартале импортеры должны показать рост объемов ввоза алкогольной продукции, что, безусловно, положительно повлияет на общую годовую динамику.

Вениамин Грабар, президент «Ладога Дистрибьюшен», и вовсе считает, что ничего катастрофического из-за проволочек с маркой не случилось. Главное, что проблема не отразилось на потребителях – полки с импортным алкоголем не опустели. Ведь крупные импортеры имеют достаточно большой пул уже ввезенной продукции, что позволяет обеспечивать спрос в подобных ситуациях. Однако статистический провал импорта был неминуем, поскольку ситуация с марками коснулась абсолютно всех импортеров.

От действий чиновников в меньшей степени пострадали международные компании, работающие на российском рынке (Bacardi, Diageo). В отличие от российских импортеров, которые стремятся максимально разнообразить продукцию, эти компании ввозят лишь несколько наименований собственных напитков. Их ассортимент стабилен, что позволило им заранее запастись марками старого образца в необходимом количестве. В результате они пережили инцидент практически без потерь. Падение собственных продаж международные компании связывают не столько с марками, сколько с кризисными явлениями, когда потребители вынуждены оптимизировать свои расходы и выбирать более дешевые напитки. Тем не менее, по словам директора по корпоративным отношениям Diageo по России Елены Кузнецовой, популярные и проверенные временем бренды не теряют своей актуальности и по-прежнему пользуются спросом у россиян.