Пилотный проект по идентификации одежды был запущен на период с 27.06.2019 по 30.11.2019 согласно распоряжению Правительства РФ № 790 от 22.06.2019. Однако участникам рынка было не все понятно относительно технологий, методов и нормативов маркировки. Также пока ничего не известно о конкретных датах запрета продаж немаркированной одежды и перехода на новую идентификацию. Правительство РФ в своем распоряжении лишь уведомило о датах и назначении эксперимента.
Какая одежда подлежит идентификации
Согласно другому распоряжению Правительства, № 792-Р от 28.04.2018, одежду в обязательном порядке должны начать маркировать с 1 декабря 2019 г.
В распоряжении перечисляются следующие типы одежды:
- блузки трикотажные для женщин и девочек;
- одежды из натуральной/композиционной кожи;
- вязаные (машинным/ручным способом) блузоны, блузы;
- рабочая одежда;
- пальто для мужчин и мальчиков, полупальто, штормовки, куртки (также лыжные), плащи, накидки, ветровки и тому подобная продукция;
- пальто для женщин и девочек, полупальто, штормовки, куртки (также лыжные), ветровки, накидки, плащи и тому подобная продукция;
- белье для спален, кухонь и туалетов.
Участники маркировки
Условия участия в системе идентификации одежды те же самые, что и в отношении торговцев табачной, обувной и меховой продукцией. Стать участниками должны лица, занимающиеся:
- производством одежды;
- импортом;
- оптовыми и розничными продажами.
До 30.11.2019 г. на сайте Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) нужно подать заявку на участие в экспериментальной идентификации. На данный момент происходит активное взаимодействие ЦРПТ с изготовителями, дистрибьюторами, продавцами и импортерами.
Порядок маркировки
В ходе изготовления товар отмечают специальным кодом с зашифрованными сведениями, которые передаются в базу данных «Честный знак». Информация о дате/месте производства, используемом материале, собственниках, а также дате/месте cбыта, зашифрована и хранится в коде. Мошенникам не под силу его подделать, поскольку он надежно зашифрован.
ЦРПТ является также генератором кодов и ведет список участников оборота маркируемой одежды. Порядок такой:
- Любая организация, участвующая в торговых отношениях (покупка/сбыт/экспорт/импорт), должна пройти регистрацию в системе идентификации.
- На изготовителе продукции/импортере лежит обязанность заказа кодов и нанесения их на продукцию до момента транспортировки через таможню.
- Отправитель маркированной продукции на каждом логистическом этапе должен всякий раз предоставлять системе «Честный знак» информацию об отгрузке продукции.
- Получатель партии отправляет аналогичные сведения в систему о получении товаров.
К примеру, в табачной отрасли это работает так:
- данные об обороте табака поступают в систему в электронном виде, включая код;
- на их основе создается первичный учетный документ с подписями всех сторон;
- он регистрируется в ЦРПТ для перенесения кода от одной стороны сделки к другой.
После заказа кода производитель наносит марку на товар и передает в систему информацию о его регистрации. Благодаря этому осуществляется мониторинг перемещения товара на всем протяжении его пути, а также продажа через кассу и выбывание из оборота.
В розничной торговле считывание кода происходит на кассе в процессе оформления чека о выбытии товара из оборота. Эти данные через ОФД передаются в «Честный знак».