По словам управляющего директора Diageo по России Светланы Наумовой, многие россияне, которые раньше употребляли виски, возвращаются к традиционной водке. В первую очередь, речь идет о виски доступной ценовой категорий, который полюбили представители нижнего сегмента российского среднего класса. В условиях ухудшающейся экономической ситуации они вынуждены отказаться от своих новых привычек и спуститься на ступеньку ниже. Ведь многие хорошо зарекомендовавшие себя бренды водки стоят значительно дешевле, чем виски даже средней ценовой категории.
Госпожа Наумова считает такую трансформацию спроса вполне логичной — так бывает всякий раз при ухудшении экономической ситуации. И, напротив, когда экономика показывает рост, спрос смещается с водки в сторону более дорогих напитков — виски, рома и им подобных.
По данным компании Diageo, 85% российского рынка крепкого алкоголя сегодня приходится именно на водку. Остальные 15% — это напитки преимущественно импортного производства, которые появились на рынке сравнительно недавно.
А вот в премиальном крепком алкоголе негативных тенденций не наблюдается. По сообщению Светланы Наумовой, в этом сегменте стабильный рост спроса, ведь на потребителей таких напитках кризис особого влияния не оказал. Она также отмечает, что сегодня в мире существует тенденция роста популярности виски, которая не обошла и Россию. К тому же элитный виски попросту нечем заменить, поэтому спрос на него будет всегда.
Компания Diageo является крупнейшим производителем Крепких спиртных напитков. Ей принадлежат такие бренды, как Джонни Уокер, Baileys, Smirnoff , J&B, White Horse и другие. В первой половине прошлого года компания показала рост выручки на 6% и примерно такое же падение объема продаж. Госпожа Наумова выразила надежду, что в следующем году спрос на продукцию компании восстановится.
Но можно ли однозначно говорить о том, что потребители, отказавшийся от недорогого виски, перешли на водку? Вадим Дробиз, директор исследовательского центра ЦИФФРА, в этом сомневается. Розничная продажа водки в 2016 году не увеличилась, а упала на 13-14%, поэтому говорить о явном смещении спроса в ее сторону не приходится. И хотя даже до резкого падения спроса на виски его продавалось примерно в 20 раз меньше, чем водки, все равно прирост потребителей должен был дать позитивную динамику. При этом эксперт, конечно же, согласен с тем, что в кризисный период население отказывается от дорогих импортных напитков.
Рестораторы отмечают, что спрос сместился не именно на водку, а в целом на прочие алкогольные напитки. Сейчас, в разгар кризиса, все чаще люди отдают предпочтение такому нересторанному напитку, как пиво. И конечно же, существенно уменьшились заказы в ресторанах импортных напитков, что напрямую связано с девальвацией рубля.
На рынке есть и такое мнение — потребители уходят из сегмента недорого крепкого алкоголя осознано. Возможно, их перестало удовлетворять качество продукции из низшей ценовой категории. Ведь не секрет, что хороший виски — напиток весьма дорогостоящий.
Но куда бы ни ушли потребители, ясно одно — виски многим уже не по карману. И эта тенденция не нова — потребление этого напитка еще в 2015 году упало примерно на 14%. А в прошлом году примерно на такую же долю снизился его импорт.