Пилотный проект по идентификации одежды был запущен на период с 27.06.2019 по 30.11.2019 согласно распоряжению Правительства РФ № 790 от 22.06.2019. Однако участникам рынка было не все понятно относительно технологий, методов и нормативов маркировки. Также пока ничего не известно о конкретных датах запрета продаж немаркированной одежды и перехода на новую идентификацию. Правительство РФ в своем распоряжении лишь уведомило о датах и назначении эксперимента.

Какая одежда подлежит идентификации

Согласно другому распоряжению Правительства, № 792-Р от 28.04.2018, одежду в обязательном порядке должны начать маркировать с 1 декабря 2019 г.

В распоряжении перечисляются следующие типы одежды:

  • блузки трикотажные для женщин и девочек;
  • одежды из натуральной/композиционной кожи;
  • вязаные (машинным/ручным способом) блузоны, блузы;
  • рабочая одежда;
  • пальто для мужчин и мальчиков, полупальто, штормовки, куртки (также лыжные), плащи, накидки, ветровки и тому подобная продукция;
  • пальто для женщин и девочек, полупальто, штормовки, куртки (также лыжные), ветровки, накидки, плащи и тому подобная продукция;
  • белье для спален, кухонь и туалетов.

Участники маркировки

Условия участия в системе идентификации одежды те же самые, что и в отношении торговцев табачной, обувной и меховой продукцией. Стать участниками должны лица, занимающиеся:

  • производством одежды;
  • импортом;
  • оптовыми и розничными продажами.

До 30.11.2019 г. на сайте Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) нужно подать заявку на участие в экспериментальной идентификации. На данный момент происходит активное взаимодействие ЦРПТ с изготовителями, дистрибьюторами, продавцами и импортерами.

Порядок маркировки

В ходе изготовления товар отмечают специальным кодом с зашифрованными сведениями, которые передаются в базу данных «Честный знак». Информация о дате/месте производства, используемом материале, собственниках, а также дате/месте cбыта, зашифрована и хранится в коде. Мошенникам не под силу его подделать, поскольку он надежно зашифрован.

ЦРПТ является также генератором кодов и ведет список участников оборота маркируемой одежды. Порядок такой:

  1. Любая организация, участвующая в торговых отношениях (покупка/сбыт/экспорт/импорт), должна пройти регистрацию в системе идентификации.
  2. На изготовителе продукции/импортере лежит обязанность заказа кодов и нанесения их на продукцию до момента транспортировки через таможню.
  3. Отправитель маркированной продукции на каждом логистическом этапе должен всякий раз предоставлять системе «Честный знак» информацию об отгрузке продукции.
  4. Получатель партии отправляет аналогичные сведения в систему о получении товаров.

К примеру, в табачной отрасли это работает так:

  • данные об обороте табака поступают в систему в электронном виде, включая код;
  • на их основе создается первичный учетный документ с подписями всех сторон;
  • он регистрируется в ЦРПТ для перенесения кода от одной стороны сделки к другой.

После заказа кода производитель наносит марку на товар и передает в систему информацию о его регистрации. Благодаря этому осуществляется мониторинг перемещения товара на всем протяжении его пути, а также продажа через кассу и выбывание из оборота.

В розничной торговле считывание кода происходит на кассе в процессе оформления чека о выбытии товара из оборота. Эти данные через ОФД передаются в «Честный знак».