Аудиторы Счетной палаты провели проверку сферы производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции за 2014-2015 годы, а также за прошедший период 2016 года. Выводы специалистов неутешительны: нелегальный сегмент растет, а поступления от акцизов сокращаются. Отчет опубликован на официальном сайте органа.

Основная статистика

Специалисты Счетной палаты обращают внимание, что, согласно данным Росстата, в прошлом году объем производства алкогольной продукции сократился почти на 11% по отношению к аналогичному показателю двухгодичной давности. Вместе с тем объем розничной продажи вырос более чем на 7%. По мнению аудиторов, это может свидетельствовать лишь о росте теневого сегмента. В СП отметили, что точных сведений об объемах нелегального спиртного не существует, поскольку такая статистика по понятным причинам вестись не может.

Сумма начислений по акцизным платежам сократилась – в прошлом году по сравнению с 2013 их было начислено на 2,5% меньше. В абсолютном значении это сумма составила порядка 282 млрд рублей. Собираемость акцизов упала гораздо сильнее: по итогам 2015 года она составила 27,2 млрд рублей и снизилась на 9,5% по сравнению с 2014, а также почти на 1% – по сравнению с 2013 годом. Это при том что ставки акцизов на крепкий алкоголь с 2012 года выросли почти вдвое – с 254 до 500 рублей за 1 литр безводного спирта.

Главная проблема – отсутствие законодательной базы

Согласно утвержденному плану мероприятий («дорожной карте»), до конца 2018 года должен быть реализован 21 пункт программы, направленной на обеспечение роста акцизных доходов. Многое из запланированного уже сделано, однако некоторые вопросы остались неурегулированными. Так, не утверждена процедура уничтожения алкоголя, который возвращается производителю по причине низкого качества. Еще один пример — отсутствие обязанности декларировать объем использованного этилового спирта компаниями, применяющими его для технических и иных целей, не предполагающих производства спиртных напитков, в объеме менее 200 дал в год. Это лишь некоторые из недоработок, оказывающих влияние на общую ситуацию.

Но есть и ключевые моменты, которые пока не решены. Бюджет до сих пор лишается части акцизных отчислений из-за некорректного определения объема подакцизной продукции. Это происходит из-за отсутствия требований для налоговых декларации по акцизам соответствовать в части объемов данным, которые отражены в ЕГАИС. Кроме того, в СП отметили, что до сих пор не разработан ряд важных законопроектов, а именно:

  • о пресечении регионального протекционизма в сфере производства и реализации спирта и алкогольной продукции;
  • об усилении контроля в пивной отрасли;
  • о требованиях для выдачи лицензии на реализацию алкогольной продукции в розницу.

Также не до конца урегулированным, с законодательной точки зрения, остается учет объемов производства и продажи спирта. По мнению Счетной палаты, это увеличивает риск его вовлечения в незаконный оборот. Эта ситуация поясняется на примере ЗАО «РФК», в документах которого предусматривалась возможность упаковывать фармацевтический этанол в автоцистерны и вагоны-цистерны. Тогда как в Госреестре лекарственных средств сведения о возможности выпуска фармасубстанций в таких упаковках отсутствуют.

Выводы СП о недоработке законодателей прокомментировал заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев. Он согласился с тем, что сфера производства и оборота спирта и алкогольной продукции требует регулирования. По его словам, эти вопросы начнут решать уже в осеннюю сессию.

Кроме того, в ходе проверки СП обнаружила нарушения законодательства о контрактной системе (закона № 44-ФЗ), допущенные при заключении и исполнении контракта между Росалкогольрегулированием и компанией «Росспиртпром» на уничтожение конфискованного алкоголя. Были нарушены сроки исполнения контракта, правила оформления первичной документации, правила калькуляции затрат на уничтожение изъятой продукции. Все это, по мнению Счетной палаты, сказалось на доходах федерального бюджета.

Что дальше?

Свои выводы аудиторы направили в Правительство РФ, Минфин, Минпромторг, ФАС и еще в ряд министерств и служб. Кроме того, подготовлен отчет о проверке для Федерального Собрания, а в адрес Росалкогольрегулирования и упомянутого ЗАО «РФК» направлены представления.

В РАР уже ознакомились с результатами проверки СП и подготовили ответное разъяснение. Представители службы пояснили журналистам, что, по их мнению, госконтракты соответствовали требованиям законодательства. РАР передаст материалы в Федеральную антимонопольную службу, и если нарушения будут выявлены, виновные лица понесут ответственность.

Почему растет теневой сегмент: мнение экспертов

Участники и эксперты алкогольного рынка считают, что причина роста объема нелегального алкоголя, в первую очередь, заключается в низких доходах населения. В условиях кризиса и роста цен спиртные напитки становятся недоступными для множества россиян. Так, директор отраслевого исследовательского центра ЦИФРРА Вадим Дробиз отмечает, что алкогольные напитки в России стали чуть ли не в 10 раза дороже, чем в западных странах. Это приводит к тому, что часть населения потребляет аптечные настойки и даже суррогат.

С этим согласен еще один эксперт, глава Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. Он считает, что корень проблемы заключается в слишком маленькой заработной плате жителей России. Она не соответствует цене водки, которую сегодня мы наблюдаем в магазинах. И до тех пор, пока любая спиртосодержащая продукция не будет облагаться высокими акцизами, проблема нелегального алкоголя будет существовать.