Руководитель Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз рассказал журналу «Бюджет» о том, что сегодня происходит на российском алкогольном рынке. Речь пошла об импортозамещении, о влиянии демографии на потребление алкоголя и о том, когда же в отрасли снова будет подъем.

Рынок вина сильно зависит от импорта

Несмотря на то что в стране взят курс на импортозамещение, на винном рынке оно уже закончилось. По словам Дробиза, доля импортного вина вновь начала увеличиваться. Сегодня третья часть этого напитка завозится в готовом виде, и еще как минимум треть составляет вино, произведенное из импортного сырья. Например, среди шампанских и игристых вин доля напитков, произведенных из ввезенных виноматериалов, составляет порядка 90%.

Импортозамещение на винном рынке началось после девальвации рубля. Продукция производства иностранных компаний выросла в цене на 30–40%, местное же вино подорожало не так сильно. Компании стали импортировать дешевое сырье и производить из него напитки в России, а ввоз бутилированного вина сократился примерно на треть. В результате в прошлом году производство вина в России выросло на 20%. И львиная доля этого роста пришлась на напитки, производимые из ввозного сырья.

Однако этот всплеск продлился недолго. В первом полугодии 2016 года производство вина в России сократилось на 10%. Примерно на столько же увеличился импорт бутилированного вина. Эксперт считает, что сейчас на винном рынке ситуация более-менее стабилизировалась: и местные производители, и импортеры, и потребители адаптировались к текущим условиям. В ближайшее время порядка 25% вина будет завозиться из-за границы, а остальной объем – производиться в России, в том числе из импортного сырья.

На рынке водки все стабильно

Если говорить о рынке крепких алкогольных напитков, в России это, в первую очередь, конечно же, водка. Сегодня примерно 99% всей водки, представленной на полках магазинов, произведено в России. Таким образом, этот сегмент практически не зависит от импорта. Хотя, на отечественном рынке есть и водка производства иностранных компаний. Однако после девальвации рубля ее импорт сократился примерно на треть. По оценке Дробиза, доля импортной водки сегодня составляет не более полутора процентов.

С другими напитками дела обстоят сложнее. Виски, джин, ром, текила и другие менее популярные крепкие алкогольные напитки полностью импортируются. В прошлом году объемы поставок этих напитков в среднем сократились на треть. В этом году ситуация повторяется, в частности, сокращается импорт виски. На фоне прочих напитков выделяется ром – объем его импорта несущественно, но растет. Вероятно, ситуация на рынке крепких алкогольных напитков импортного производства тоже в скором времени стабилизируется. Основная масса случайных потребителей (которые покупали напитки этой группы время от времени) уже отсеялась. Сегодня среди покупателей дорогостоящего импортного алкоголя в большинстве своем остались люди с достаточно высоким доходом, а они вряд ли покинут рынок.

Пиво пить больше некому

На пивном рынке господствует местный производитель – ему принадлежит порядка 98% всей продукции. В эту категорию отнесено как отечественное пиво, так и пиво импортных марок, производимое российскими подразделениями иностранных и международных компаний. Так что, как и в случае с водкой, падение рубля повлияла на рынок опосредованно. Почему же в последние восемь лет потребление пива в России постоянно падает? Все очень просто – тому виной демографический кризис 90-х годов прошлого века.

Дело в том, что рынок алкоголя находится в прямой зависимости от демографической ситуации. А пивной рынок первым реагирует на снижение рождаемости, поскольку именно с пива молодежь начинает свое знакомство со спиртным. Случается это, как правило, в 17–18 лет. Таким образом, с 2008 года по сей день на рынке пива появляются новые потребители, рожденные с 1990 по 2000 год. А в этот период в России ежегодно появлялось на свет примерно в 2 раза меньше детей, чем в предшествующие и последующие годы. Конечно, этот демографический провал отразился не только на рынке пива – он был очень хорошо заметен, например, по учебным заведениям. Вероятно, ситуация с пивом начнет стабилизироваться после 2020 года. Тогда на рынок выйдут 18-летние потребители, рожденные в начале двухтысячных годов, и их должны быть гораздо больше, чем в предыдущие 10–12 лет.

Вадим Дробиз также отметил, что потребителей пива потеряли преимущественно иностранные и международные компании. Если в 2007 году на их долю приходилось около 92% в российском производстве, то в 2015 году этот показатель сократился до 71%. Эксперт предположил, что в ближайшие годы доля российских производителей может вырасти до 40%, в первую очередь, за счет малых и средних компаний.

Демографический спад повлияет на потребление водки

Уже в ближайшие годы демографический кризис конца прошлого века скажется на рынке крепкого алкоголя. По статистике, к 27–28 годам молодые люди с пива начинают переходить на водку и другие крепкие напитки. Это значит, что примерно в 2018 году люди, рожденные в период демографического спада, как раз придут на рынок крепкого спиртного.

Винный рынок уже постигла эта участь – влияние демографического спада здесь почувствовалось в 2012–2013 годах. Именно в это время рожденные в 1990 году люди, преимущественно девушки, начали употреблять вино.