Статистика утверждает, что в последние годы россияне стали меньше потреблять горячительных напитков. Что же послужило тому причиной? Соотечественники сознательно выбирают здоровый образ жизни или же спиртное становится не по карману? А, может быть, всему виной глобальное потепление?

Чем холоднее за окном, тем выше потребление алкоголя

Портал life.ru провел своеобразное исследование: были сопоставлены данные Росстата по продажам алкогольных напитков за зимние периоды последних четырех лет и средняя температура в 9 крупных городах России. В результате выявлена такая взаимосвязь – чем холоднее зима, тем больше алкоголя покупают россияне. В общем-то, это очевидно, – считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз. По его мнению, когда холодно, чисто психологически русского человека тянет на выпивку, чтобы согреться. К слову, эксперт также обратил внимание на взаимосвязь между холодом и потреблением алкоголя. По его прикидкам, москвичи потребили на 8% больше горячительного в сентябре в те дни, пока в их домах еще не включили отопление.

Температура воздуха зимой в последние годы все теплее. Например, в прошлом году в Москве средняя температура составила -3,5 градусов, тогда как тремя годами ранее она была -6,9 градусов. Потребление алкоголя также сокращается, причем очень плавно – от зимы к зиме россияне пьют на 2 млн декалитров меньше.

Мнение производителей

Синоптики обещают, что в среднем по России грядущая зима будет еще теплее. Вероятно, представителям алкогольного бизнеса стоит приготовиться к очередному витку снижения спроса?

В Союзе производителей алкогольной продукции этого не бояться. Как заявил его директор Дмитрий Добров, ни данные статистики, ни погода производителям алкоголя не указ. Честно работающие компании увеличивают объемы производства и рассчитывают на спрос. Он привел такие данные: за январь — август 2016 года произведено на 8% больше легального алкоголя, чем за аналогичный срок в прошлом году.

По мнению другого эксперта, председателя совета директоров компании «Абрау-Дюрсо» Павла Титова, угрозу для отрасли представляет не столько зимняя температура, сколько нелегальный сектор. Он отметил, что объем реализации незаконно произведенной продукции в последнее время увеличивается.

Минздрав: россияне встали на путь ЗОЖ

Можно ли введением запретов и ограничений заставить население придерживаться здорового образа жизни? В Минздраве считают, что да. По мнению ведомства, меры государственного регулирования алкогольной сферы возымели действие. Реализуемая политика, направленная на запрет продажи алкоголя в ночное время, а также вблизи социальных учреждений, равно как и введение других ограничений, заставили россиян встать на путь ЗОЖ.

В результате с 2009 по 2014 год среднегодовое потребление алкоголя лицами старше 15 лет снизилось с 16,8 до 13,6 литров – такие данные приводятся на сайте Минздрава.

Легальная водка по карману не всем

За последние несколько лет стоимость бутылки водки выросла почти вдвое, при этом желание потреблять ее никуда не делось. На это обратил внимание директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков. Он считает, что улучшение статистики по потреблению алкоголя связано с уходом части потребителей в черный сектор. Ведь статистика Росстата учитывает только данные по официальному объему производства и реализации. А что делает обедневший вследствие кризиса человек, который не может позволить себе подорожавшую водку? Он приобретет «самопальный» продукт или аптечную спиртовую настойку…

С этим согласен и Вадим Дробиз – он считает, что спрос на легальный алкоголь падает за счет роста нелегального сегмента. Действительно, официальная статистика не может учитывать реальный объем потребления алкоголя, включающий черный рынок. Эта проблема касается не только России, но любого другого государства, где есть нелегальные сегмент алкогольного рынка.

Дробиз приводит такие данные: в 2007 году по статистике Росстата россияне выпили порядка 2 млрд литров водки и ликероводочных изделий, а в 2015 году – только 900 млн литров. Неужели всего за 8 лет потребление указанных напитков могло сократиться в 2 раза? Эксперт в этом сомневается – он считает, что часть легальной продукции была замещена суррогатом.

Вероятнее всего, успехи деалкоголизации населения, о которых рапортуют в последнее время, носят показательный характер. Они сложились вследствие ухода весомой части потребителей в теневой сектор. А это напрямую связано со снижением доходов россиян и с ростом стоимости легального алкоголя.