Оглавление
В январе Росстат сделал доклад о социально-экономическом положении России за 2016 год. В том числе были приведены данные о качестве алкогольной продукции. Статистика такова: доля некачественного вина составила 1% (падение на 0,5% по сравнению с 2015 годом), пива — 1,3% (падение на 3%), коньяка — 0,7% (без изменений), шампанского — 0,3% (без изменений). А вот доля некачественной водки и ликероводочных изделий выросла в 2 раза и составила 6,1%.
Что такое некачественная водка
Конечно, речь не идет о прямой подделке – в бутылках содержится водка, а вот ее качество оставляет желать лучшего. По словам Вадима Дробиза, возглавляющего исследовательский центр ЦИФРРА, это связано с ухудшением экономической ситуации и покупательной способности россиян. В таких условиях производители вынуждены экономить, снижая издержки, а это приводит к снижению качества продукта. Эксперт подчеркнул, что в любом случае вся водка из магазинов для здоровья безопасна, поскольку система ЕГАИС полностью исключила из легального оборота подделку.
О проверке качества продукции, осуществляемой Роспотребнадзором, рассказала Ирина Абрамова, заведующая отделом технологии и контроля производства спиртных напитков Всероссийского НИИ пищевой биотехнологии. Существует технический регламент Таможенного союза ТР ТС-21, в соответствии с которым алкоголь проверяется на содержание метанола и таких тяжелых металлов, как свинец, ртуть, мышьяк и кадмий. Например, металлы могут попасть в водку при использовании некачественной воды.
Как экономят производители
Павел Шапкин, глава Центра разработки национальной алкогольной политики, считает, что снизить издержки можно лишь одним способом — если покупать «левый» этиловый спирт. Дело в том, что себестоимость спирта сама по себе не слишком высока, а дороговизна водки обусловлена высокими акцизными ставками. Допустим, если бутылка водки стоит 200 рублей, то 130 из них — это акцизные и налоговые отчисления. Поэтому для экономии недобросовестные компании, которые производят спиртные напитки, закупают не дорогой пищевой, а дешевый гидролизный или еще более дешевый синтетический спирт. Их производители не платят акцизы, поэтому такая продукция стоит недорого. К тому же, например, гидролизные заводы, которых сегодня в стране насчитывается 16, в основной своей массе нерентабельны, поэтому с радостью сбывают свой технический спирт любому покупателю. Качество такого спирта весьма низко – и гидролизный, и синтетический спирт применяются для изготовления растворителей красок.
Лишение лицензии и работа в «третью смену»
Еще один источник некачественного алкоголя — предприятия, лишенные лицензии. РАР практически еженедельно отчитывается о том, что в той или иной области были закрыты подпольные заводы. Многие из них раньше работали вполне законно, но за нарушение их лицензии были отозваны. И пока проводится судебное разбирательство и прочие процедуры, они могут незаметно производить свою продукцию. Кроме того, пренебрегают качеством водки и вполне легальные заводы, которые работают в «третью смену», то есть производят часть товара в обход налогов, используя поддельные акцизные марки.
Опасный для жизни метил
Сейчас практически каждый знает, что употребление метилового спирта может стоить человеку жизни. И Росалкогольрегулирование, и эксперты, и участники рынка заявляют, что сегодня такой продукции в легальных магазинах не найти. Барьером для нее стала системы ЕГАИС, которая отслеживает историю каждой бутылки. Но речь лишь о легально работающих магазинах, которые своевременно внедрили ЕГАИС. Однако есть доля розничных точек, в том числе работающих через интернет, которые торгуют спиртным в обход системы. Что содержится в продаваемых ими бутылках, ведомо только им. С одинаковым успехом там может оказаться незаконно произведенная, но вполне безобидная для здоровья водка, или же метиловый суррогат.
Особенно велик риск столкнуться с небезопасным содержимым, покупая у «левых» торговцев элитный алкоголь. Причем внешне бутылка может выглядеть вполне пристойно, потому что она-то как раз и является настоящей. Нечистые на руку дельцы, которых называют бутлегерами, покупают через интернет бывшие в употреблении бутылки от напитков, а порой и упаковочные коробки. Тара наполняется сомнительным содержимым и реализуется через ларьки или интернет-сайты. Какую жидкость вместо элитного алкоголя нальют бутлегеры, остается только догадываться…
Мнение нарколога
Олег Зыков, директор института Наркологического здоровья нации, считает, что в борьбе с употреблением некачественного алкоголя нужен системный подход. С одной стороны, конечно, нужна работа контролирующих органов, направленная на борьбу с незаконным производством и оборотом алкоголя, в том числе опасного для здоровья и жизни. С другой стороны, бороться нужно с алкоголизацией в целом, а не только с подпольным сегментом отрасли.
По словам нарколога, большинство смертей от алкоголя связаны не с употреблением метила либо других вредных веществ, а с употреблением вполне нормального алкоголя в больших количествах. Начинать борьбу с этим явлением нужно с детей, проводя профилактику и обучая их сопротивлению негативной среде. Также крайне важно работать с людьми из групп риска, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации. Безусловно, нужно заниматься и самими алкоголиками — оказывать им качественную и доступную медицинскую помощь в реабилитационных центрах.
В заключение немного статистики. По данным ЦИФРРА, 40 тыс. россиян ежегодно страдают от отравлений алкогольными напитками. В 2014 году от этого умерло почти 15,5 тыс. человек — такая информация приводится Росстатом.