Оглавление
Уже через несколько лет на полках российских магазинов может появиться виски отечественного производства. И не просто появиться, а обеспечить третью часть спроса на этот алкогольный напиток. Такие прогнозы делает генеральный директор виноконьячного завода «Альянс-1892» Игорь Кудрявцев. Возглавляемая им компания инвестирует порядка €13 млн в строительство под Калининградом первого в стране завода по производству вискового дистиллята.
Проект поддержан региональными властями на заседании инвестиционного совета и будет реализован при их полном содействии. В первую очередь, оно будет заключаться в выделении участка земли в Гусевском районе Калининградской области под строительство производственных мощностей. Новый завод, который планируется возвести за два года, создаст порядка 200 рабочих мест и принесет бюджету 3,5 млрд рублей за пятилетний срок в виде налогов.
Планы инвесторов
Планируется, что завод будет выпускать порядка 5 млн литров дистиллята в год. Кудрявцев заявил, что продукция предприятия сможет соперничать с мировыми брендами виски. Ее конкурентоспособность будет обеспечена не только высоким качеством, но и более выгодной ценой, поскольку остальные производители вынуждены платить таможенную пошлину. Кроме того, он считает, что висковый дистиллят, который будет производиться на новом заводе, будет иметь и экспортный потенциал — им могут заинтересоваться в Китае, Индии, странах Латинской Америки и Африки.
Уже проведены переговоры с производителями из Смоленской и Тверской областей по поводу поставок сырья для изготовления дистиллята. Кроме того, определено, что производить продукт будут по классической технологии, по которой готовят шотландский и ирландский виски.
Сможет ли российский завод выпустить качественный продукт, который будет иметь спрос? Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз в этом не сомневается. По его мнению, такая опытная и компетентная компания, как «Альянс-1892», один из ведущих производителей отечественного коньяка, обладает для этого всеми возможностями. Тем более в технологии производства виски нет больших сложностей — по сути, это самогон, выдержанный в бочках при определенных условиях.
Первый отечественный виски?
На самом деле считать, что в России до сих пор нет собственного виски, было бы ошибочно. Он существует и выпускается под маркой «Прасковейское» одноименной компанией в Ставропольском крае. Это предприятие ориентировано на выпуск коньяка, однако в 2008 году освоило и производство виски. Отечественных конкурентов у бренда не было и пока нет в силу того, что до 2015 года в России не существовало государственного стандарта для изготовления зернового дистиллята. Но с введением ГОСТ 55799-2013 все изменилось — уже почти год виски и самогон можно выпускать легально.
Предприятие «Прасковейское» стало единственным исключением — оно выпускало напиток при отсутствии ГОСТ, поскольку получило разрешение на производство еще до того, как была сформирована служба Росалкогольрегулирование. Однако несмотря на отсутствие российских конкурентов и более выгодную цену, чем у большинства импортных брендов, продукт не получил широкого распространения. Сегодня его выпуск оценивается на уровне 200 тысяч литров в год, что дает компании порядка 20 млн рублей годовой выручки.
Бренд, который так и не появился
В прошлом году было заявлено еще об одном проекте по производству отечественного виски. Станислав Кауфман, который на тот момент являлся бренд-директором крупного дистрибьютора ВЕДК, озвучивал планы компании по производству продукта под брендом Stoli (производное от Stolichnaya). Правда, о строительстве производственных мощностей речь не шла — планировалось закупать дистиллят у «Прасковейское» и разливать его на заводе «Кристалл». Цена виски должна была быть весьма конкурентоспособной — порядка 600–700 рублей за 750 мл. Однако планам пока не суждено было сбыться — ВЕДК ликвидируется, а сам Кауфман теперь является бренд-директором «Кристалла». Впрочем, по его словам, вполне возможно, что Stoli все же появится.
Российский рынок виски
Сегодня отечественный рынок виски делят крупные международные компании. Данные об объемах поставок основных игроков представлены в следующей таблице:
Название компании | Бренды | Объем поставок, млн рублей |
Diageo | Johnnie Walker, White Horse | 10,5 |
Bacardi | William Lawson`s, Dewar`s | 6,1 |
Pernod Ricard | Jameson, Chivas Regal | 5 |
Еще несколько лет назад рынок виски был одним из быстрорастущих среди алкогольных напитков. Такая тенденция поддерживалась вплоть до 2012 года, после чего началась стагнация. С 2012 по 2014 год объем виски, поставляемого в Россию, составлял примерно 40 млн литров в год. В прошлом году вместе с девальвацией рубля рынок начал стремительно падать — по данным за 2015 год его поставки сократились почти на 22% и составили чуть более 33 млн литров.