Продажа алкогольных напитков, выпускаемых под собственными марками сетевых магазинов, набирает обороты. По мнению производителей алкоголя известных брендов, это явление связано с кризисом и носит временный характер.

Немного статистики

Об увеличении продаж спиртного собственных торговых марок сетей (СТМ) говорят данные исследования, проведенного компанией Nielsen. Если рассматривать период с апреля 2015 года по март 2016, то среди всех собственных товаров наиболее динамично развивающейся категорией оказались именно алкогольные напитки. Рост этого сегмента составил 67% в натуральном выражении, при том что в целом реализация собственных товаров увеличилась лишь на 11%.

Сильнее всего выросли продажи пива и водки собственных торговых марок сетей. В натуральном выражении рост этих групп составил 83% и 68% соответственно.

К концу рассматриваемого периода спиртные напитки составляли более 7,5% ото всех реализованных в сетях товаров, выпущенных под собственными марками. В отраслевом исследовательском центре ЦИФРРА подсчитали, что при общем обороте розничного рынка алкогольных напитков порядка 1 трлн рублей, оборот сегмента спиртного СТМ составил около 31 млрд рублей.

Тенденция, продиктованная кризисом

По признанию самих торговых сетей, в последнее время они действительно стали уделять немало внимания развитию «своего» спиртного. Например, сеть Metro С&С сегодня предлагает потребителям порядка 70 собственных марок спиртных напитков, большую часть из которых составляет вино. В компании считают, что такая продукция позволяет покупателям экономить и в то же время покупать товар хорошего качества.

Аналогичная ситуация и в других сетевых компаниях. По словам представителя «Дикси», на сегодняшний день в сети реализуются разные алкогольные напитки собственных марок: водка, коньяк, настойки, вермут, вино, пиво и другие. Вскоре под маркой «Дикси» покупатели смогут приобрести и игристое вино — в настоящий момент проводится тендер на его производство. За счет увеличения предложения и удержания умеренных цен в прошлом году торговая сеть увеличила объем реализации алкогольных напитков собственных марок почти в 3 раза.

Схожие результаты демонстрирует торговая сеть «Лента» — здесь продажа алкоголя под собственными марками за последний год увеличилась примерно в 2 раза. Сейчас на полках «Ленты» представлены около сотни наименований спиртных напитков собственных марок.

Секрет успеха

Повышение спроса на алкоголь СТМ связано с понижающейся покупательной способностью потребителей. Обычно спиртные напитки собственных марок имеют самую низкую цену среди всех позиций данной категории товаров.

По словам руководителя центра ЦИФРРА Вадима Дробиза, сегодня в сетях можно найти водку СТМ стоимостью 195 рублей за полулитровую бутылку. При этом минимальная розничная цена водки, установленная правительством, составляет 190 рублей за 0,5 литра. Получается, что производитель такой продукции практически ничего не зарабатывает. При том, что ЕГАИС уже работает в полную силу, сомневаться в легальном происхождении такой водки не приходится. В чем же смысл производства продукции, которая не приносит прибыли? По мнению Дробиза, он заключается в привлечении дополнительного трафика за счет расширения предложения.

Участники рынка считают, что выпуск спиртного СТМ выгоден для всех звеньев цепи. Производитель продукции обеспечивает загрузку производственных мощностей, дистрибьютор получает оборот и прогнозируемый доход, а ритейлер — товар по лучшей цене. Такими выводами поделились в компании «Ладога Дистрибьюшен», которая производит спиртное СТМ для сетей «Лента», Metro С&С и других.

Конкуренция брендам

Отдельные эксперты алкогольного рынка допускают мысли, что собственные торговые марки алкоголя в перспективе могут потеснить бренды. Однако драматизировать ситуацию они не склонны. Безусловно, часть спроса в самом нижнем ценовом сегменте уйдет в СТМ-алкоголь, но крупные производители такой конкуренции не боятся.

Например, представители Алкогольной сибирской группы (АСГ) пока никак не ощутили влияния роста продаж алкоголя СТМ. Их собственные продукты — бренды водки «Пять Озер», «Белая Березка», «Хаски» — представляют сегменты субпремиум и премиум, поэтому дешевые марки сетевых магазинов вряд ли могут составить им конкуренцию. А в компании «Балтика» считают, что всплеск активности СТМ-алкоголя носит временный характер и пройдет вместе с ростом покупательной способности.

Тем не менее многие участники рынка склонны считать, что тенденция роста алкогольного сегмента СТМ пока сохранится. Этому способствует и сложная экономическая ситуация, вызывающая снижение покупательной способности, и последние изменения в законодательстве, из-за которых возможности сетей получать бонусы от поставщиков стали ограничены. Пытаясь компенсировать выпадающую из-за этого прибыль, магазины будут расширять присутствие СТМ-алкоголя.