Поставки крепкого алкоголя на российский рынок падают второй год подряд. По данным Федеральной таможенной службы, по сравнению с 2015 годом, в прошлом году было импортировано на 15,4% меньше виски, на 10,5% – рома, на 21,8% – коньяка и бренди и на 2% – текилы. Если рассматривать напитки, которые в России не производятся (виски, текила, джин, ром и абсент), то падение объемов импорта составило 13,7%.

Сократился ввоз, но не продажи

Участники рынка отмечают: несмотря на сокращение импорта крепкого алкоголя, продавать его меньше не стали. По мнению президента виноторговой компании Simple Максима Каширина, реализация, наоборот, увеличилась процентов на 10. Дело в том, что в предыдущие годы главные импортеры сформировали внушительные запасы, которые в 2016 году распродавались.

Импорт вина: позитивная динамика

А вот вин стали ввозить больше: столовых — на 4,5%, игристых — на 4,8%. Правда, статистика выглядит позитивной лишь на фоне 2015 года, который оказался просто провальным. Импорт тихого и игристого вина тогда упал на 32,6% и 33,7% соответственно. Справедливости ради отметим, что и крепкий алкоголь в тот период показал аналогичные результаты. Причиной стала девальвация рубля и снижение покупательной способности населения.

Вина в предыдущие годы запасли не так много, поэтому в 2016 году ввозить его пришлось больше. Так что на фоне остального импортного алкоголя эта группа напитков выглядит вполне прилично. Главным образом — за счет дешевого сегмента. А вот дорогие вина, в частности, шампанское из Франции, просели очень существенно.

Российское вино в минусе

С продукцией местных виноделов все ровно наоборот. 2015 год был для них удачным — рост производства в сегменте тихих вин составил 24,5%, игристых — 3,3%. По итогам же 2016 года падение объемов производства составило соответственно 7,7% и 8%. По мнению Вадима Дробиза, директора ЦИФРРА, когда начался кризис, импортировать вина стали меньше, и отечественные компании начали его активно производить. В прошлом году они распродавали остатки, произведенные годом ранее, поэтому изготовили вина меньше.

Участники рынка выражают и другие мнения. Так, президент «Абрау-Дюрсо» Павел Титов считает, что в 2015 году россияне покупали местные вина на волне патриотизма, теперь же он пошел на спад. К тому же в 2016 году курс рубля был стабилен, и население перестало испытывать страх по поводу дальнейшей девальвации. К слову, сам дом «Абрау-Дюрсо» в прошлом году как раз выглядел куда лучше рынка — компания произвела и реализовала игристого вина на 7% больше, чем в 2015 году.

Падение производства российского вина с курсом рубля связывает и президент группы МБГ Ирина Фомина. По ее словам, когда отечественная валюта укрепилась к евро, и продукция местных производителей подорожала, многие потребители переключились обратно на импортное вино, пусть и на более дешевый его сегмент.

Водка на подъеме

Опять же в пику импорту, производство российского крепкого спиртного в прошлом году показало рост. Победила всех водка — ее произвели примерно на 16% больше, чем в 2015 году. Однако многие эксперты склонны считать, что это стало следствием внедрения ЕГАИС. Система заставила производителей декларировать весь объем производства, а не утаивать его, полностью или частично, для снижения налогового бремени.

Что говорят ритейлеры

Представители «Дикси» заявили, что по их группе компаний статистика такова:

  • объемы продажи российского вина не изменились;
  • импортного вина купили на 5% больше за счет сегмента игристых вин;
  • продажи импортного крепкого спиртного выросли на 19%;
  • российских водки и коньяка купили больше на 29%.

В сети «Пятерочка» (X5 Retail Group) заявили, что в прошлом году соотношение реализации импортного и отечественного алкоголя составило 47% против 53%, что соответствует уровню 2015 года.