Оглавление
В 2022 году продолжают вводить изменения по уже маркируемым товарам. По некоторым товарным группам корректируют сроки и этапы вхождения в маркировку.
Разберём основные нововведения 2022 года.
Сроки маркировки
Молочная продукция
С 20 января 2022 г. действует обязанность передавать в систему маркировки данные о розничной реализации молочной продукции со сроком годности до 40 дней. Планируется, что в дальнейшем через ККТ будет учитываться вся молочная продукция.
30 марта 2022 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26 марта 2022 г. № 477, согласно которому сведения о розничной продаже всех видов молочной продукции необходимо подать в информационную систему мониторинга «Честный ЗНАК» с 1 сентября 2022 г. Нужно сканировать коды и при помощи онлайн-касс передавать сведения о продажах.
Читайте также ФНС возобновляет штрафы за невыдачу бумажных чеков
К 1 сентября необходимо:
- протестировать все процессы;
- обеспечить наличие 2D-сканеров на кассах;
- обновить кассовое ПО, перейти на формат фискальных документов 1.2.
При этом не изменились сроки, с которых всем участникам цепочки «производитель – импортёр – оптовый продавец – розничный продавец» нужно настроить электронный документооборот.
С 1 сентября 2022 г. вводится объёмно-артикульный учёт. Передача сведений о выводе продукции из оборота станет обязательной.
Объёмно-сортовой учёт представляет собой передачу сведений о партиях товаров в систему:
- код и количество отгружаемого товара с маркировкой, при этом конкретные коды маркировки, перемещаемые между собственниками, можно не указывать;
- данные о выводе продукции из оборота по всем отличным от продажи по ККТ причинам. Нужно указать код и количество товара. При этом конкретные единицы маркированного товара можно не указывать.
С 1 июня 2025 г. вводится поэкземплярный учёт продукции со сроками хранения свыше 40 суток. Организации необходимо передать в систему информацию о вводе товара в оборот и выводе из него, указав код товара и количество единиц. С этой даты в УПД нужно будет указывать коды идентификации экземпляров товара.
Обратите внимание: для молочной продукции со сроком хранения до 40 суток остаётся объёмно-сортовой учёт.
До 30 ноября 2023 г. организация вправе не передавать в систему маркировки сведения о выводе из оборота продукции, купленной для собственных нужд.
Только с 1 декабря 2023 г. участникам оборота в сегменте HoReCa (ресторанам, кафе, отелям), а также госучреждениям (столовым в школах, детсадах, больницах), которые приобретают молочные продукты не для продажи, необходимо предоставлять сведения об их выводе из оборота в «Честный ЗНАК». Для этого нужно будет настроить электронный документооборот.
Начало обязательной маркировки для фермеров (КФХ, СПК) также перенесено на 1 декабря 2023 г. К этому времени им необходимо:
- зарегистрироваться в системе маркировки;
- наладить заказ кодов и их нанесение на товары с отчётом о нанесении;
- настроить оплату кодов и ввод их в оборот.
Вода
Для всех категорий упакованной питьевой воды маркировка обязательна с 1 марта 2022 г. Оборот произведённой с этой даты немаркированной упакованной воды запрещён.
Производителям и импортёрам любой категории упакованной воды ТН ВЭД 2201, в том числе 2201 90 000 0, ОКПД2 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140, необходимо к этому времени:
- зарегистрироваться в системе;
- описать свои товары в каталоге;
- наладить заказ кодов и их нанесение на товары с отчётом о нанесении;
- настроить оплату кодов и ввод их в оборот.
С 1 ноября 2022 г. вводится объёмно-сортовой учёт, обязывающий предоставлять данные об обороте маркированной воды. Однако для розничной продажи этот срок перенесён на 1 марта 2023 г. При продаже маркированной продукции коммерсанты должны будут, используя онлайн-кассы (См. подробнее «Как зарегистрировать кассу онлайн«), сканировать коды и передавать в систему маркировки данные о продажах.
Организации сегмента HoReCa и госучреждения обязаны подавать сведения о выбытии упакованной воды с 1 декабря 2023 г.
С 1 марта 2025 г. нужно вести поэкземплярный учёт и передавать данные об обороте маркированной воды.
Парфюмерия
Правительство РФ постановлением от 20 ноября 2021 г. № 1985 изменило правила маркировки товаров лёгкой промышленности, фототоваров и парфюмерии.
Поправки затронули порядок работы с комплектами и наборами.
Импортёры вправе ввозить и продавать немаркированные комплекты и наборы фототоваров и парфюма до 1 октября 2022 г.
Данные об обороте в «Честный ЗНАК» передавать не нужно.
Изменения в передаче данных в «Честный ЗНАК»
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2464, с 1 января 2022 г. действуют новые правила обмена данными о маркируемых товарах с системой «Честный ЗНАК»: передавать сведения о переходе права собственности на маркированную продукцию теперь можно только через оператора ЭДО.
Правило относится к следующим товарным группам:
- обувь;
- парфюмерия;
- фототовары.
- шины и покрышки;
- продукция легкой промышленности.
Нововведение относится ко всем участникам цепочки оборота маркированной продукции: к производителям, импортёрам, дистрибьюторам, розничным продавцам. Каждому из участников оборота нужно заключить договор с оператором ЭДО для корректного обмена электронными УПД.
Читайте также Тестирование маркировки новых видов товаров отложили
Ответственность за нарушение порядка маркировки
Производить и продавать товар, подлежащий обязательной маркировке, без идентификационного кода в общем случае запрещено. Нарушитель подлежит административной ответственности по ст. 15.12 КоАП РФ (См. подробнее: «Штрафы за нарушения маркировки товаров«). Размеры штрафов указаны в таблице.
Вид нарушения | Штраф с конфискацией для должностных лиц | Штраф с конфискацией для юридических лиц | Законодательная база |
Производство немаркированных товаров и продукции, за исключением алкоголя и табака | 5 -10 тысяч рублей | 50 – 100 тысяч рублей | ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ |
Продажа немаркированных товаров и продукции, за исключением алкоголя и табака, а также хранение, перевозка и приобретение в целях сбыта | 5 -10 тысяч рублей | 50 – 300 тысяч рублей | ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ |
С 1 декабря 2021 г. ответственность по ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ наступает не только за производство немаркированных товаров и продукции, но и за их ввод в оборот. Это актуально для производителей и импортёров.
Поправки в ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ устанавливают ответственность за ввод в оборот немаркированных табачных изделий.
Участники оборота маркированных товаров обязаны передавать сведения о них в систему «Честный ЗНАК». За непредставление таких сведений, нарушение порядка и несвоевременное предоставление, а также за предоставление неполных, недостоверных сведений о маркировке с 1 декабря 2021 г. введена ответственность согласно ст. 15.12.1 КоАП РФ. За указанные нарушения полагается предупреждение или штраф (п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ от 11 июня 2021 г. № 204-ФЗ) в размере:
- 1 – 10 тысяч рублей – для должностных лиц;
- 50 – 100 тысяч рублей – для юридических лиц.
Согласно п. 6 ст. 1 Закона № 204-ФЗ, делами об административных правонарушениях по ст. 15.12.1 КоАП РФ занимается Роспотребнадзор.
Читайте также Переход на ФФД 1.2 без штрафа для продавцов маркировки